В 1924 году он окончил Московский институт журналистики. В этом же году вышла в свет его первая пьеса "Роберт Тим". По воспоминаниям Афиногенова, писать он начал "случайно и несерьезно".
В ранних произведениях автора ощущается воздействие эстетических принципов Пролеткульта, добровольной организации пролетарской самодеятельности. Пьесы "По ту сторону щели", "Малиновое варенье", "Гляди в оба" отличаются некоторой схематичностью. "Я чувствовал, как все безнадежнее и глуше становится тупик пролеткультовской теории", - вспоминал позднее Афиногенов. В "Волчьей тропе" драматург перешел от "телеграфного стиля" к полновесному языку пьес.
Пьеса "Чудак", поставленная в 1929 году, рассказывала о борьбе против бюрократов. В произведение "Страх" проявились драматизм конфликта и тонкость психологического анализа. Красоте внутреннего мира людей посвящена лирическая комедия "Машенька".
Творчество Афиногенов считал смыслом своей жизни. "Писать пьесы, как рожать детей, год за годом... потом лечь в кровать и помереть", - записано в дневнике драматурга.
В начале 30-х годов Афиногенов был одним из руководителей РАППа /Российская ассоциация пролетарских писателей/.
С начала Великой Отечественной войны Афиногенов возглавлял литературный отдел Совинформбюро. В сентябре 1941 года он закончил пьесу "Накануне" - о борьбе советского народа против фашистских захватчиков.
Через месяц драматург погиб при налете немецкой авиации на Москву.