Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Российская экономика и нефть: пора выйти за флажки

Искандер Валитов, методолог, член Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня
России надо набраться смелости и решиться иметь свою экономику, считает член Зиновьевского клуба Искандер Валитов.

Искандер Валитов, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

В понедельник было опубликовано интервью, которое Владимир Путин дал на днях немецкому изданию Bild. В нём президент, отвечая на вопрос о допущенных Россией ошибках за последние 25 лет, сказал буквально следующее: "Мы не заявляли о своих национальных интересах, а нужно было делать это с самого начала. И тогда, может быть, мир был бы более сбалансированным". Позволю себе не согласиться с этим тезисом. Бессмысленно заявлять о своих интересах, если твой контрагент свои интересы с тобой не обсуждает, а твои уж тем более учитывать не собирается.

30 долларов за баррель, или Экономика как сговор

Ровно год назад в колонке "Нас действительно хотят уничтожить, или так думать — опасная паранойя?", я предположил, что цены на нефть в течение года опустятся до 20-40 долларов за баррель. Этот прогноз был отнюдь не экономическим. Он исходил из того, что мировая финансовая система требует перезагрузки, американская валюта при этом должна остаться единственной мировой расчетной системой. Все остальные деньги должны быть производными от неё и, следовательно, быть элементами той же системы. Это абсолютная константа, безусловный целевой ориентир для наших "партнеров".

Россия — самый существенный фактор риска при реализации такого плана. Снижение цен на нефть — уже проверенный и доказавший свою эффективность способ действия. Поэтому цена и была снижена. Это чисто политическое решение, не имеющее никакого отношения ни к "спросу-предложению", ни к играм конкурентов за долю рынка, ни к каким-либо ещё собственно рыночным факторам. Да и экономисты пишут, что со стороны баланса спроса и предложения никаких фундаментальных изменений не произошло. Хотя структура и меняется постоянно, но таких разбалансировок, которые могли бы оправдать трехкратное падение цен, не было.

Есть точка зрения, что низкая цена на нефть необходима для удержания на низком уровне цен на золото. Да, конечно, ничто, включая золото, не должно подвергать сомнению статус единственной расчётной системы. Дешевой нефтью убивают, наверное, не одного, а нескольких зайцев. Но в любом случае это именно решение, принимаемое конкретной группой лиц, у которых достаточно приводных механизмов для его реализации. И, соответственно, если хочешь предсказать значение тех или иных значимых для тебя экономических параметров, в первую очередь пытайся понять, в какой логике действуют не рыночные игроки, а ключевые фигуры современной сверхвласти.

Исходя из такого понимания, можно сказать, что никакого отскока нефтяных цен через один-два месяца, как у нас некоторые надеются, не будет. Будут душить дальше. И прибыли/убытки конкретных западных корпораций, даже очень мощных и влиятельных, тут не важны, поскольку на кону вопросы мирового господства.

Будет власть над миром — всё остальное приложится (тем более что все транснациональные корпорации принадлежат этой самой группе сверхвласти, тут никакого конфликта интересов нет). Я бы вообще в текущем планировании исходил из того, что возможности что-либо продавать на Запад, включая нефть и газ, по осмысленным ценам нам будут полностью перекрыты.

Сказанное можно обобщить. Той экономики, которую описал Маркс и которую много раз в различных версиях переписали другие известные экономисты, давно не существует. Может, её и не было никогда.

Это только кажется, что вопросы, чего и сколько ты сможешь произвести, сколько из произведенного и по каким ценам будет продано, каковы будут твои прибыли/убытки, какие у тебя будут возможности для кредитования и развития и т.п., решаются по законам рынка и по каким-то правилам, устанавливаемым государственными регуляторами.

На самом деле за всеми этими законами и регулированием стоят конкретные люди с конкретными целями. Точнее не люди, а определенные исторически сложившиеся группы людей. Кланы. Можно даже сказать, что определенная порода людей, выведенная путем социальной селекции. И это именно люди управляют всем, а не безличные законы движения капитала.

Да, у них имеют место определенные исторически сложившиеся установки, особенный мотивационный контур, мировосприятие и свои внутригрупповые механизмы передачи этого "добра" от поколения к поколению. И эти люди ведут себя в соответствии с тем местом, которое они занимают в социуме и в соответствии с культурой этого места. Выводить их поведение из законов функционирования капитала по меньшей мере некорректно. Не капитал устанавливает структуру общественных отношений, в которой они занимают господствующее положение. Всё наоборот: отношения господства — подчинения определяют потоки, направления и пропорции движения капиталов.

У нас не отсталая экономика. Её просто нет

Поэтому всё, что ты заработаешь и потеряешь, будет определяться системными условиями твоей деятельности, которые тебе установят. И если "там наверху" решат, что богатым тебе не быть, то хоть нефть ты качай, хоть высокотехнологичный продукт производи, хоть производительность труда в 1000 раз подними, хоть инфраструктуру свою развивай до Луны, — ничего тебе не поможет.

Условия твоей деятельности: цены твоих продуктов и услуг, кредитов, ресурсов, уровень платежеспособного спроса и прочие важные параметры, — сделают такими, что ты получишь ровно столько, сколько "там" решат. А если что-то вдруг сумеешь накопить, то опять-таки не тебе решать судьбу твоих накоплений. В чем бы ты ни копил. Даже если в золоте.

Если ты включен в мировую (она же и американская) экономику, то ты будешь крутиться в такой операционной системе, которая исходно является управляющей по отношению к любой твоей деятельности. Вся современная мировая экономика — это результат узкогруппового сговора. И у операторов всегда есть возможность что-то в ней подкрутить, и либо подать тебе кислород, либо отключить от него.

Я бы не стал недооценивать слова Обамы про то, что "российская экономика порвана в клочья". Это не констатация, это цель при наличии эффективных средств.

Считаю наивными и иллюзорными представления, что все наши проблемы от коррупции, тупости начальства, сырьевой зависимости, недостатка демократии и прочей ерунды. Всё много хуже. Главная наша проблема — в отсутствии собственной экономики. То есть в отсутствии той самой собственной операционной оболочки, в которой должны существовать наши хозяйствующие субъекты и которая позволяла бы им эффективно трудиться, развиваться, копить.

Все разговоры про инновации, инвестиции, диверсификацию и импортозамещение, по сути, бессмысленны до тех пор, пока не выстроена суверенная экономическая система. А такая задача даже ещё и не поставлена.

Вчера было рано

Думаю, что она не поставлена неслучайно. В 1991-м мы сознательно отказались от своих суверенных форм организации хозяйства. Можно спорить об эффективности/неэффективности его социалистической формы. Это вообще вопрос второй. Главное, что, отказавшись от "планового хозяйства", мы окончательно отказались от своей операционной системы (а начали от неё отказываться, когда стали продавать нефть за доллары).

Именно в 90-х сотни понаехавших американских советников прописали нам лекала, по которым мы до сих пор и живем. Ельцин разменял международное признание своей власти на интеграцию советского хозяйства в американскую экономику по формуле "власть наша — экономика ваша".

Рубль окончательно и полностью стал производным от доллара. Центробанк стал филиалом МВФ и Всемирного банка. Нас обязали существенную часть экспортной выручки возвращать "на базу", покупая государственные облигации США. Существенные финансовые потоки были выведены в офшоры. Вся сфера производства мотиваций, убеждений, представлений была отдана на откуп западным форматам и контенту, да и прямо их кинокомпаниям, СМИ и их ставленникам у нас. Вся национальная система налогообложения и государственного регулирования хозяйственной деятельности стала чрезмерно сложной, забюрократизированной и прочее, прочее.

Команде Путина, пришедшей во власть в 2000 году, надо было решать другие задачи. Было не до экономики. Надо было остановить распил страны. Надо было суметь стать выше региональных баронов, олигархов, криминала. И как-то стабилизировать ситуацию. С чем они успешно и справились.

То, что задача проектирования собственной экономической системы не ставилась, было обусловлено ещё рядом факторов: и концептуальной нищетой (в СССР философия хозяйства была давно убита), и навязанной нам иллюзией честного партнерства с Западом, и происхождением самой группы власти. Всё-таки выходцы из спецслужб — это прежде всего охранители государства, а не его проектировщики.

Завтра будет поздно

Думается, что мы и сегодня во многом остаемся в плену тех же иллюзий. Мы продолжаем считать, что у нас всё ещё есть шансы вписаться на достойных условиях в их систему. Тешим себя надеждой, что мы поумнели.

Если раньше мы думали, что нас полюбят и по-братски возьмут в свою цивилизованную семью, то теперь думаем, что у всех есть свои интересы и надо только суметь свои отстоять.

Я так понимаю, что прежде всего именно в этом суть нашего присутствия в Сирии: это у нас такая операция по принуждению "партнеров" к коммуникации и учету наших интересов. Кажется, что мы до конца не отдаем себе отчет в том, что имеем дело с группой, которая хочет господствовать в мировом масштабе. Не просто думать только о себе, не просто доминировать, не просто всеми командовать, но полностью расчеловечить большую часть человечества и владеть этими людьми, как домашними животными.

Мы ищем в них партнеров, а они хотят всех сделать своими рабами. На самом деле у них нет интересов. Потому что желание безраздельно владеть тобой нельзя называть интересом. Интерес — это всё-таки такая материя, которая возникает в отношениях сторон, которые признают друг за другом такой статус.

Может быть, России удастся сформировать себе партнеров из Германии, Франции и Италии. И из Китая. Но надо понимать, что на данный момент, без собственной экономической системы, мы сами не являемся для них партнерами.

На самом деле сегодня самое время поставить перед собой задачу построения своей экономики. Момент вполне подходящий. В Крыму и Донбассе мы продемонстрировали свою решительность, в Сирии мы показали демоверсию своей способности воевать. Напрямую с нами наши "партнеры" связываться, по-видимому, не будут. С "Исламским государством" (ИГ, запрещена на территории РФ) и прочим сбродом мы должны эффективно и относительно бескровно справиться на подступах, если не на дальних, то на ближних. Хорошо бы ещё как-то дать понять нашим "партнерам", что мы готовы разбираться не только с их инструментами вроде ИГ, но и с их хозяевами.

То есть шанс не допустить войны на своей территории мы имеем. Кроме того, у самих "партнеров" дела обстоят неважно. Они сейчас очень уязвимы. Вера в силу и вечность долларовой расчетной системы сильно ослабла. Просто нет пока альтернативы. Пока.

Задача построения суверенной экономической системы вполне подъемная, если её принять как задачу. Но полагаю, что ее надо принять президенту только как свою задачу. Не поручать кому-то исполнение, а вместе с узкой проектной группой продумать ключевые и принципиальные моменты российской экономической системы. Для этого не нужны институты и годы работы. Достаточно 8-10 человек, которые последние 10-15 лет размышляют об этих вопросах плюс месяц рабочих дискуссий. Такие люди в стране есть. Для реализации чрезвычайного проекта будет достаточно для начала человек 100 в центре (на уровне администрации президента и правительства) и условно 900 в регионах (300 банкиров, через которых пойдут дешевые кредиты в бизнес, 300 топ-менеджеров страновых инфраструктурных проектов, 300 спецуполномоченных при губернаторах). Неужели в стране не найдется 1000 человек под проект?! Уверен, что есть пригодные люди, в том числе и из нынешних руководителей. Им же только осмысленные задачи в этом аспекте до сих пор никто не ставил.

Наличие такого проекта при условии его реального исполнения позволит сформулировать новый общественный договор и стабилизировать социальную ситуацию. Сегодня отношения строятся по формуле: мы (народ) терпим вас и не лезем в ваши начальственные дела, вы обеспечиваете нам постепенное повышение жизненного уровня. В условиях, когда с нас решили жирок стрясти, эта формула перестает работать. Собственно, на это у них (группы сверхвласти) и расчет.

Альтернативная формула могла бы быть следующей: "мы готовы терпеть временное падение жизненного уровня в обмен на справедливость и развитие". Про справедливость — важное дополнение. При том уровне безобразий и мерзости, который сегодня установился в регионах, мы долго не выстоим. Каждый человек должен быть уверен, что есть дверь, в которую можно достучаться и найти правду. Собственно, судебная и правоохранительная системы — это тоже неотъемлемая часть экономической системы.

Не надо больше откладывать создание собственной экономики. Иначе может быть поздно.

Зиновьевский клуб
Обсуждение
66 пользователей оставили 146 комментариев
  • готов 7 лет голодать, чтоб дети жили в экономически здоровой и безопасной стране
    20:14
    12.01.2016
  • shi-zhi, Вы не правы, есть еще вариант. Объясняем Абрамовичу, Дерипаске, Потанину, Вексельбергу, Роттенбергу и прочим, что отечество в опасности. И что ваши капиталы сейчас остро необходимы России. Потом, после экономического рывка, все отдадим. И даже расписку выдать. Я думаю они, как патриоты России, должны согласится. И не надо народу будет пояса затягивать.
    19:41
    12.01.2016
  • Согласен.
    12:41
    14.01.2016
  • Александр Филиппович, Уважаемый Александр , больше не смогу Вам отвечать по данной теме , спасибо Вам за прекрасный дискус , Ваш и Мой взгляд пр. Всё будет Хорошо! Мира , и всего самого прекрасного! Главное - Созидать!!!
    13:36
    14.01.2016
  • Александр Филиппович, Уважаемый Александр , больше не смогу Вам отвечать по данной теме , спасибо Вам за прекрасный дискус , Ваш и Мой взгляд пр. Всё будет Хорошо! Мира , и всего самого прекрасного! Главное - Созидать!!!
    13:37
    14.01.2016
  • Fishka, собственно, не так важно как будет он называться. Главное, что это будет совершенно другой эквивалент с совершенно другими задачами.
    13:38
    14.01.2016
  • Где же этот перец был раньше?)
    13:43
    14.01.2016
  • Владимир Кармазинов, Обычно так говорят люди имеющие отношение к криминалу. Этому есть некоторые логические подтверждения:
    1. Человек не видящий вокруг себя ничего хорошего, за исключением криминала и преступности, варварства в лице государства и народа - занимается подобными преступными действиями.
    2. На почве выводов о криминале в лице народа и государства человек - не может делать и давать оценку адекватным вещам. Так так не различает криминал от порядка, поэтому делает выводы из того что видит, к сожалению в очень ограниченном виде.
    3. Человек не видящий хороших вещей и государственности в своей стране, вынуждает идти на преступные варварские действия, так как не видит ничего хорошего в том что его окружает: Люди, правительство, условия бытия.
    13:51
    14.01.2016
  • Это всё конечно замечательно и мы простой люд готовы затянуть пояса и потерпеть ради процветания России, но изменение финансовой системы почти не возможно без изменения конституции написанной и втюханной нам пендосами а изменять её кремль как-то особо не торопится.
    14:16
    14.01.2016
  • Александр Филиппович, мдя ... не все так ужасно было. arch-proect.com/samaia-krasivaia-shkola-rossii.php вот описание здания школы, построенной А. Морозовым для детей работников мануфактуры. Больницы, учебные заведения и много еще чего было построено для работников своих заводов. Куча тому примеров. Вы как-то искажаете, некрасиво, люди много сделали для своей страны, для народа.
    14:44
    14.01.2016
  • Брависсимо!,на западный манер."..мысленно я ему аплодирую" - сказал бы Таманцев!,а как завернул,как завернул!!!
    15:05
    14.01.2016
  • Дельная статья.
    15:14
    14.01.2016
  • Евгений Ардаев, ладно, уговорили. :))) Только то, что Вы предлагаете - лишь небольшая часть первоочередных шагов. Но надо с чего-то начинать. И избавление от удушающих объятий мировой валютной системы могло бы быть первым важным шагом. Но нужно хорошо всё продумать и просчитать последствия. И все дальнейшие шаги тоже проработать. Короче, нужна стратегия на будущее.
    15:58
    14.01.2016
  • Автор мощно задвинул. Нельзя-же так прямым текстом.
    Мы жаждем реванша и ждем адекватных действий от ВПР. Есть только настороженность по поводу так и не обозначенных явно целей и некоторая надежда что у руководства страны есть люди с подобными Вам взглядами.
    16:30
    14.01.2016
  • Konstantin Lobov, А жители города Бендеры чем тебе не угодили? Они вроде в развале Союза не отметились.
    18:42
    14.01.2016
  • >>>"мы до конца не отдаем себе отчет в том, что имеем дело с группой, которая хочет господствовать в мировом масштабе."
    тут базовая ошибка - группа эта не одна. групп несколько и у них различные интересы. и судя по тому что происходит в мире - согласия они не находят. поэтому у нас есть шанс.
    19:14
    14.01.2016
  • Fishka, тут даже спорить не о чём. Страна, у которой 25 лет нет никакой стратегии, которая не понимает, куда она движется, и движется ли вообще, такая страна просто бессмысленна. Эту бессмысленность пытаются прикрыть этаким скороспелым патриотизмом, но насколько хватит резерва, чтобы морочить людям голову - одному Богу известно.
    21:48
    14.01.2016
  • В своё время проф. Пригожин, создатель науки синергетики, провёл интересный эксперимент: он слил два каких-то химических раствора, один синего цвета, другой красного. Эти два раствора вступили в реакцию, жидкость стала лиловой, потом спустя какое-то время лиловая жидкость вновь разделилась на две фракции - синюю и красную. Затем всё вновь повторилось. Это я к тому, что в природе нет линейных процессов. Вот началась глобализация и всё, теперь уже мир с неё не свернёт, потому что это навсегда. Нет. Любая интеграция заканчивается дезинтеграцией, та в свою очередь заканчивается новой интеграцией. Римская империя была одной из первых мировых интеграций. И где она? Мы присутствуем при начале нового периода дезинтеграции, и в своей эконом. политике нужно исходить из этого.
    21:58
    14.01.2016
  • На преступления капитализма указывал Маркс, о превращении капитализма в империализм говорил Ленин.
    Благоговейное отношение к свободному рынку и свободным ценам это достижения перестройки а не марксизма.
    22:33
    14.01.2016
  • Мишка Мишка, У меня двоюродная сестра живет в Кайзерслаутерне. И я сам бывал в Германии. Видел опустевшие заводские поселки с домиками. И знаю как там живут люди. Не очень то и весело.
    03:53
    15.01.2016
  • Михаил Михайлов, Не играйте словами по мелочи. Вы прекрасно поняли о чём, я. А если не поняли, туда вам и дорога.
    04:43
    15.01.2016
  • Лена, Возьмите энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1898 года на букву Р - Россия. Почитайте.
    08:59
    15.01.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.