Искандер Валитов, методолог, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Новый год обещает быть непростым. К чему следует готовиться? До какого уровня опустят цены на нефть? До 40 долларов за баррель? Или до 30? А может, до 20? Как долго смогут держать эту цену?
Думаю, в любом случае цена будет низкой, и держать её на этом уровне будут долго. Нам не надо лечить себя мифами о том, что это, дескать, саудиты убирают с рынка конкурентов, выросших на сланцевой нефти. Или иллюзиями, что мировая экономика неизбежно вот-вот пойдет в рост, всем опять понадобится много нефти и цена вновь станет "справедливой". Не станет. Ни саудовские шейхи, ни ОПЕК не являются игроками, которым позволено принимать самостоятельные решения.
А ещё разбираются через Украину, вынуждая нас включаться в то, что они там творят. То, что там происходит, — это не конфликт между её западными и восточными частями, и тем более не конфликт между Россией и Украиной. США в течение 20 лет целенаправленно растили и вырастили злобного зверька, единственное назначение которого — кусать Россию. Когда ему из-за океана дают команду "фас", и он уничтожает население, разрушает инфраструктуру восточных регионов, блокирует Крым, провоцируя нас на активные действия, это нельзя называть конфликтом, а действующие силы — "сторонами конфликта". Это агрессия, осуществляемая через искусственно культивируемую марионетку.
Ещё они дестабилизируют ситуацию в сопредельных государствах на наших южных рубежах. Там тоже в соответствии с их планами должна заполыхать война. ИГ, как "государство", — фарс, такого субъекта нет.
Есть американский спецпроект, на данном шаге нужный прежде всего для удерживания саудитов в долларовой зоне и добивания Сирии. Завтра ИГ будет воевать там, куда его пошлет хозяин. Конечно, и инструмент может выйти из-под контроля. Такое часто бывало. Но здесь, думаю, не тот случай. Поэтому нам следует скоро ждать гостей на юге.
Кроме того, нас вновь втягивают в гонку вооружений. В недавнем прошлом нам — за счет сверх усилий — удалось обеспечить паритет в ядерном оружии, ракетной и авиационной технике. На данном этапе придется решить аналогичную задачу в сфере гиперзвуковых систем доставки ядерных и неядерных зарядов. Нам придется найти свой ответ на разрабатываемую США систему глобального молниеносного удара. Если паритета не будет, можно не сомневаться, такой удар будет нанесен.
И, конечно же, наши "партнеры" всё делают для того, чтобы расшатать наш социальный мир изнутри. Они всеми способами повышают градус недовольства населения нашей властью. Для этого блокируют импорт значимых для нас технологий и товаров, разворачивают масштабную кампанию по дискредитации президента, дестабилизируют ситуацию на валютном рынке, — наверное, ещё много чего другого сделают. Во многом все эти действия результативны из-за нашей управленческой некомпетентности, потери нами проектной культуры и способности к реализации сложных системных целей. Да и явных и неявных их сторонников у нас хватает.
На войне как на войне. У них нет другого выхода. США не могут отказаться от цели нас уничтожить. Оставить нас в живых и в силе означает, что в ситуации неминуемой перезагрузки мировой финансовой системы, они лишатся сверхвласти. Когда они будут вынуждены объявить, что они никому ничего не вернут, но платить все будут им по-прежнему и даже больше, наличие другого суверенного государства, да ещё с союзниками (один Китай чего стоит), да ещё с ракетно-ядерным щитом означает поставить под угрозу саму сверхвласть.
Готовы ли мы стоять? Я не спрашиваю, можем ли мы достойно ответить на нападение. Конечно, можем. США сами сегодня крайне уязвимы, а у нас есть свои козыри и возможность "асимметричных ответов". США в глубоком кризисе, они банкроты, фактически — они в пике. Возможности управления инициированными ими самими процессами не безграничны. Они явно не справляются. Может, и до Европы дойдет, что их просто грабят. Всё-таки США сегодня гораздо легче стрясти жирок с этого толстяка, чем с вооруженного до зубов поджарого парня (я нас имею в виду). Технически это может быть сделано по-разному, в том числе и через организацию паники "все в доллар" с последующей гиперинфляцией. В этой ситуации осознание того, что на самом деле происходит, начнет европейцев догонять. То есть исход войны далеко не предопределен.
Я спрашиваю про другое: есть ли в нас решимость стоять до конца? В конце концов, удастся нас сломить или нет, определяется ясностью нашего сознания и той яростью, с которой мы будем защищать себя и свою территорию.
Пока же с ясностью не всё в порядке. Всё, что написано о нашей ситуации выше, называют паранойей. Нас со всех сторон, в том числе и через некоторые свои родные СМИ, убеждают, что защищать ничего не надо. Убеждают незамысловато.
Это Путину с Киселевым просто везде чудятся враги. На самом же деле везде партнеры, друзья, иногда только встречаются конкуренты. Но они все честные и порядочные.
Наша власть всяко хуже любой другой цивилизованной власти. Она коррумпирована, бесчеловечна, тупа, некомпетентна. Поэтому лучше от своей отказаться. В крайнем случае — менять её революционным путем. Естественно на светлую, демократическую, либеральную, патриотическую, — любую, лишь бы не государственническую.
Путин — авантюрист, из-за него и его имперских амбиций у нас уже возникли трудности и, видимо, при его власти они будут только нарастать. Поэтому лучше отказаться от Путина сейчас, чем потом от поездок заграницу.
Да, добра нам никто не желает, но и сил сопротивляться у нас всё равно нет. Лучше уж сразу сдаться на милость, — меньше будут наказывать. Все нефтедобывающие страны живут неплохо в их мире. Надо найти своё место в мировой системе разделения труда. Главное — встроиться в западный цивилизованный мир, пусть и на правах периферии, в любом случае это лучше лишений, изоляции, военных действий и прочих бед. Об угрозе ядерной войны даже думать не хочется.
Примерно такой взгляд нам активно навязывают. Навязывают незаметно, вроде как это мы сами так думаем. Так думать психологически комфортно: ничего страшного не происходит, всё, наверное, обойдётся, проблемы рассосутся. В мире глобализация, ликвидация границ и прогресс. Главное, не упираться, идти на компромиссы, договариваться. Особо упёртых [президентов] изолировать.
Этот взгляд на реальность не предполагает твердой позиции и боевого духа. С моей точки зрения, он самоубийственен. Будем отрицать, что мы уже находимся в ситуации самой настоящей войны, войны на уничтожение — нас действительно прикончат. Со всей нашей наивностью и инфантилизмом. Но это я так считаю. Какая она — реальность, придётся решать каждому самому. И то, что будет с нами, будет определяться по интегралу нашего понимания.