ВАШИНГТОН, 24 фев — РИА Новости, Алексей Богдановский. Миллиардер Дональд Трамп выиграл в среду первичные выборы Республиканской партии в штате Невада, укрепив статус безусловного фаворита в гонке за президентскую номинацию.
Это уже третья победа Трампа, выигравшего ранее в штатах Нью-Гэмпшир и Южная Каролина и занявшего второе место в Айове. Победа в Неваде оказалась оглушительной: более 40% голосов, почти вдвое больше, чем у ближайшего преследователя. После подсчета 14% бюллетеней у Трампа 45%, у Марко Рубио 24%, у Теда Круза 21%. При этом в штате с 3 миллионами населения общее число голосовавших республиканцев оценивается всего в несколько десятков тысяч человек.
Протестные голоса
Голосование в Неваде, где на кону было 30 из 1237 партийных делегатов, проходило в форме кокусов — собраний партийного актива. Кокусы сопровождались традиционным хаосом и организационными трудностями, включая отсутствие проверки избирателей на ряде участков, длинные очереди и недостаток бюллетеней. В Неваде традиционно голосуют лишь немногие республиканцы — явка исчисляется десятками тысяч, но на этот раз на участках было многолюдно.
Опросы на участках показали, что Трамп собрал протестные голоса — более 40% избирателей говорили, что "рассержены" нынешней политической ситуацией. Популистская программа Трампа, обещающего резкое повышение уровня жизни, нашла благодарных слушателей в лице бывшего среднего класса, так и не оправившегося от финансового кризиса 2008 года. Трамп подтвердил в ходе кампании, что ему можно то, что немыслимо для других кандидатов: так, за день до сокрушительной победы в Неваде он публично пожаловался на митинге, что не может ударить по лицу протестующего из зала. Точно так же он выиграл в Южной Каролине тремя днями ранее, несмотря на то что его освистывали на дебатах.
В поисках альтернативы Трампу
Ситуация в республиканских праймериз складывается парадоксальная. Трамп изначально считался альтернативным кандидатом, кандидатом-аутсайдером, который опирается на протест и при этом готов оттолкнуть от себя важнейшие группы республиканского электората. Трижды женатый магнат и в прошлом поборник либеральных ценностей, Трамп должен был оттолкнуть религиозных христиан. Его обещания построить стену на границе с Мексикой должны были разозлить избирателей-латиноамериканцев. Имидж нью-йоркского воротилы и звезды реалити-шоу должен был не понравиться деревенским жителям, а привычка к оскорблениям оппонентов — городской публике. Наконец, вся элита Республиканской партии была против Трампа.
В действительности Трамп выиграл голоса относительно либерального электората в Нью-Гэмпшире, социально консервативных христиан-евангелистов в Южной Каролине, а теперь и в Неваде, где значительную часть электората составляют меньшинства, включая латиноамериканцев. Кроме того, одержав три победы подряд, он превратился в безусловного фаворита, чье доминирование в СМИ предельно затрудняет борьбу с ним другим кандидатам. Что же до элиты партии, она не контролирует избирателей и поэтому будет вынуждена либо смириться, либо срочно искать единого кандидата, противника Трампа.
Оставшиеся республиканские кандидаты будут вынуждены позиционировать себя как альтернативу Трампу. У партийной элиты осталось лишь два приемлемых кандидата — сенатор Марко Рубио и аутсайдер Джон Кейсик. Следующие праймериз пройдут 1 марта — в так называемый супервторник будет разыграна дюжина штатов. Если Трамп победит в большинстве из этих штатов, то, вероятно, уже никто не сможет бросить вызов его статусу кандидата-фаворита.