МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. Много факторов говорили о том, что очередной раунд переговоров в Минске по Украине будет трудным и не завершится кардинальным прорывом, но отказываться от этого формата нельзя, так как на данный момент это практически единственная площадка политического соприкосновения сторон, считает член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Василий Лихачев.
В Минске в субботу прошла встреча контактной группы по Украине, на нее прибыли полпреды самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик Денис Пушилин и Владислав Дейнего, переговорщик от Киева, экс-президент Украины Леонид Кучма, а также представитель ОБСЕ Хайди Тальявини и посол РФ на Украине Михаил Зурабов. Итоговый документ по результатам переговоров подписан не был. По данным Дейнего, участники контактной группы взяли тайм-аут для консультаций по срокам прекращения огня.
"Можно было предполагать, что эта минская встреча будет не просто трудной, а очень трудной. Было большое количество факторов, которые еще на предварительной стадии говорили, что не будет какого-то кардинального прорыва или серьезных договоренностей", — сказал Лихачев РИА Новости.
По его словам, причин тому несколько. В том числе они связаны с ситуацией в районе Дебальцево, которое в настоящее время является одной из самых "горячих" точек в Донбассе. Кроме того, сыграла свою роль общая неудовлетворенность сторон реализацией минских договоренностей, считает депутат.
По его мнению, такое состояние выполнения договоренностей будет продолжаться еще долгое время до тех пор, пока стороны не окажутся на той предельной позиции, после которой ведение военных действий будет чревато и для Киева, и для самопровозглашенных республик.
"Сама жизнь должна подвести их к более активному и фундаментальному проведению переговоров", — полагает парламентарий.
Встреча для галочки?
После окончания переговоров Пушилин заявил, что экс-президент Украины Кучма не смог подтвердить свои полномочия в качестве официального представителя от Киева на переговорах в Минске.
По мнению Лихачева, у Кучмы действительно вряд ли были заверенные президентом Украины Петром Порошенко полномочия.
"Но не появляться сегодня в Минске тот или иной высокий представитель киевского руководства не мог. Потому что за сегодняшним днем очень внимательно следили и Евросоюз в целом, и заокеанские участники этой политической комбинации, США я имею в виду, и Россия, и многие другие, включая ОБСЕ, Совет Европы, НАТО и ООН", — сказал депутат.
По мнению Лихачева, сложилось впечатление, что в субботу просто была поставлена "большая галочка о проведенном мероприятии".
"К большому сожалению, не было результата. Есть определенная динамика в дипломатических политических переговорах: если стороны действительно хотят достичь результатов, то каждые переговоры дают хотя бы четверть шага, полшага или шаг вперед. Сегодня, конечно, раздражение сторон будет очень значительное", — отметил он.
Перспективы минского формата
Тем не менее, по мнению Лихачева, перспективы продолжения переговоров в минском формате существуют.
"От него (минского формата) ни в коем случае нельзя отказываться. Сегодня очень мало таких площадок политического соприкосновения. Дело не в том, кто сидит за столом. Дело в попытках достичь содержания, которое будет оптимальным для той и другой стороны", — считает депутат.
"Если бы Киев реально шел на реализацию минских договоренностей, при большом желании можно было бы отвести тяжелое оружие и не кавалерийскими наскоками вести переговорный процесс, а создать группы переговорщиков — там должны быть политики, юристы, представители силовых структур — и в постоянном режиме заниматься этим вопросам", — добавил он.
По мнению депутата, Россия должна помочь обеим сторонам внутриукраинского конфликта перейти к стадии постоянного переговорного механизма, иначе их периодические встречи в Минске будут затруднять поиск консенсуса.
"Если сегодня Евросоюз и США заинтересованы в реальной стабилизации в этом регионе, они также должны очень активно сотрудничать с РФ. Это тот момент, когда стороны не просто подошли к красной линии, а когда эта красная линия может приобрести очень сильное мощнейшее напряжение. Это напряжение будет разрушительного свойства. Это никому не нужно, и эту ситуацию нельзя допускать", — заключил Лихачев.