Елена Костомарова
Марку Захарову сегодня исполняется 80 лет. У него, как у любого талантливого режиссера, есть свои актеры-талисманы. "Я ценю артистов, которые могут держать пространство, у которых сильная нервная система и они обладают особым актерским обаянием. Даже если на сцене 30 или 20 человек, все равно выделяется один-два, за которым следят зрители", — говорит Марк Захаров. О звездах легендарной ленкомовской труппы читайте в материале проекта Weekend.
Евгений Леонов
Впервые Марк Захаров увидел Леонова в роли Лариосика в "Днях Турбиных" на гастролях театра имени Станиславского, где с 1948 по 1967 год служил актер. Режиссер вспоминал, что игра Леонова тогда произвела на него неизгладимое впечатление. Их совместная работа началась в 1974 году – в результате конфликта с Андреем Гончаровым Евгений Леонов покинул театр Маяковского и перешел в "Ленком", который незадолго до этого возглавил Захаров. Первый же их совместный спектакль "Тиль", в котором Леонов сыграл Ламме Гудзака, верного друга главного героя, стал настоящей театральной сенсацией.
Впоследствии актер писал своему сыну Андрею о тех счастливых и сложных временах: "Первые спектакли Захарова многих ошарашили. Марка Анатольевича знали как способного, ищущего режиссера по спектаклям Студенческого театра МГУ и в особенности Театра сатиры. И вот — "Тиль", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты": шумные, красочные, с обилием музыки, танцев, пластики, движения… В одной из рецензий было написано, что, мол, Захаров использует в этих спектаклях приемы современной эстрады. То ли критик хвалил, то ли огорчался… А мне, как и многим, обращение театра к опыту кино, телевидения, эстрады и других видов массовой культуры представляется вполне закономерным".
Леонов много играл в постановках "Ленкома" – Иванов в одноименной постановке, Отец в спектакле "Вор", Подсудимый в "Диктатуре совести". Последней его театральной работой стала роль Тевье в "Поминальной молитве" по Шолому-Алейхему (1989). В отличие от Гончарова в Маяковке, Марк Захаров всегда с пониманием относился к участию своих актеров в кино и сам снимал их в своих фильмах. Одна из лучших ролей, сыгранных Леоновым, – король в захаровской музыкальной сказке "Обыкновенное чудо".
Олег Янковский
После выхода в 1968 году фильма "Щит и Меч" саратовский актер Олег Янковский, как принято говорить, проснулся знаменитым. Еще на съемках более опытный "боец" Ролан Быков предупреждал, что после выхода ленты на экран Янковскому предложат работу несколько столичных театров и посоветовал хорошенько подумать над выбором. Так и случилось: актеру стали поступать лестные предложения, но к тому времени Янковский уже решил, что хочет играть только у Марка Захарова. В 1973 году мечта актера сбылась – он приступил к репетициям дебютного спектакля в "Ленкоме" — "Автоград XXI" по пьесе Захарова и Юрия Визбора. Переезд Янковского из Саратова в Москву сопровождался бытовыми неурядицами, зато актер чувствовал, что нашел своего режиссера и больше не испытывал тревог за свое профессиональное будущее.
Одной из самых запоминающихся совместных театральных работ Янковского и Захарова стал спектакль "Синие кони на красной траве" по пьесе Михаила Шатрова, в котором Ленин в исполнении Янковского впервые был представлен на сцене обычным человеком со своими проблемами и радостями. Тогда же был Волшебник в "Обыкновенном чуде", барон-фантазер в ленте "Тот самый Мюнхгаузен", позже — Дракон в "Убить дракона". Роль Мюнхгаузена стала визитной карточкой Янковского, а между тем многие протестовали против выбора режиссера, в том числе Григорий Горин, автор пьесы, которая легла в основу сценарий. Но все опасения оказались напрасными: Янковский прекрасно справился с этой комедийной, тонкой, лирической ролью.
Олег Янковский рассказывал, что во время обсуждения роли Мюнхгаузена режиссер вспомнил такую притчу: "Распяли человека и спрашивают: "Ну, как тебе там?" — "Да ничего… Только улыбаться больно". Мюнхгаузен идет обходным путем, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь".
Александр Абдулов
"Обыкновенное чудо" — один из тех фильмов, что не надоедают никогда. Первый раз его показали 1 января 1978 года, и с тех пор за фильмом закрепилась традиция "новогоднего". Главную роль влюбленного Медведя в нем сыграл еще один любимый артист Марка Захарова – Александр Абдулов. Как и все "ленкомовцы", Абдулов охотно снимался почти во всех картинах Марка Захарова.
Марк Захаров заметил талантливого актера, когда тот еще учился на четвертом курсе ГИТИСа и пригласил сыграть лейтенанта Плужникова в своем спектакле "В списках не значился". Кстати, режиссер совсем не ожидал, что Абдулов станет артистом большого трагикомического диапазона и много лет спустя признавался в этом, отмечая невероятную энергетику артиста, благодаря которой он покорял публику с первой же сцены. Однажды труппа была на гастролях в США со спектаклем "Юнона и авось". В одной из сцен герой Абдулова должен был использовать открытый огонь, но местные пожарные, увидев репетиции, постановили, что факел нужно приковать металлическим браслетом к руке актера — такой "сумасшедший" запросто бросит горящий предмет в зрителей.
"Захаров — мой духовный наставник, — утверждал актер. — Он обладает фантастическим зарядом творческой энергии, человек-динамит — столько находок, остроумных трюков, неожиданных решений… Он разжигает жажду работать, искать…"
Инна Чурикова
Долго и методично Марк Захаров отбирал актеров в свою звездную "коллекцию". "Абдулов пришел ко мне с четвертого курса ГИТИСа, Янковский приехал из Саратова. Они формировались и стали звездами именно здесь. Хороший артист обладает гипнотическим воздействием. Внешние данные, конечно, также важны. Одно время я получал письма с грозным вопросом: "Как вы выпускаете на сцену таких "страшных" людей, как Чурикова и Караченцов? Это же портит впечатление о советских людях".
"Страшная актриса" Инна Чурикова дебютировала в легендарном "Тиле" в роли Неле, возлюбленной главного героя. "Она так сыграла Неле, что мы с Гориным, потрясенные ее игрой, и, видя, что она уходит после первой части, поняли, что этого допустить нельзя, — вспоминал Захаров. — И мы решили, что каждая новая возлюбленная романтика, шута и борца Тиля должна быть чем-то похожа на Неле, и всех их должна играть Чурикова. Так и было".
В театре Инна Чурикова играла Аркадину в знаменитой захаровской "Чайке", комиссара в "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского, Ирину в "Трех девушках в голубом", в кино — баронессу в "Мюнхгаузене". И сегодня с афиш "Ленкома" не сходит ее имя.
Чурикову режиссер называет Царицей, Примадонной и полноправным соавтором своих спектаклей. Единственная его претензия к актрисе — это то, что она порой забывает о своем статусе и ведет себя слишком скромно.
Актриса же в свою очередь признается, что считает встречу с Марком Захаровым судьбоносной и ей никогда не хотелось уйти к другому режиссеру. Однажды, получая очередную престижную театральную награду, она рассказала, что к своим актерам мэтр очень строг, но именно эта режиссерская требовательность позволила ей расти от спектакля к спектаклю.
Александра Захарова
Дочь режиссера и актрисы Нины Лапшиновой Александра с детства мечтала быть актрисой, причем работать именно в "Ленкоме". Но ее путь на сцену оказался сложнее, чем у любого из труппы. После окончания Щукинского училища в 1983 году Захарова получила несколько предложений о работе, но она твердо решила дождаться решения отца. Марк Захаров же сначала устроил в театре тайное голосование, а затем взял дочь в труппу, но… следующие несколько лет выпускал на сцену только в массовке.
"Отец похитил у меня десять лет, — жаловалась Александра. — Я бы столько могла сделать! Но что удивительно, когда я ходила с табуретками в темноте, я все равно чувствовала себя нужной и счастливой! Я — фаталист".
Кстати, на кино такая отцовская жесткость почему-то не распространялась: сразу после выпуска из "Щуки" актриса снялась сразу в двух его фильмах: "Дом, который построил Свифт" (Эстер) и "Формула любви" (Фимка).
Первую главную роль в театре актриса получила в спектакле другого режиссера – Глеба Панфилова, который доверил Александре сыграть Офелию. Сейчас же Александра Захарова занята в шести постановках театра. Нынешний сезон открылся премьерой прошлого года "Небесные странники" по мотивам трагикомических рассказов Чехова и комедии Аристофана, в котором Александра исполняет одну из главных ролей.
"В спектакле мы нашли формы, которые соединились в какую-то свою единую смысловую ткань. Чехов все-таки разглядел наши мозги, наши отклонения и просил: если чувствуешь себя рабом — хотя бы по капельке, но выдавливай это из себя, расставайся со своими химерами, ложными кумирами, от которых многие с ума сходят", — рассказывал об этой постановке режиссер.
По словам Александры Захаровой, она до сих пор каждый день старается что-то доказать своему отцу, который по-прежнему является для нее главным судьей и советчиком в профессии.