Наталия Григорьева
Режиссеру Ксавье Долану исполняется 25 лет. "Кино-вундеркинд", как прозвали его журналисты, родился в 1989 году в Монреале в семье актера Мануэля Тадроса, с ранних лет снимался в рекламе, в 16 бросил школу и взялся за написание сценария по мотивам собственной недолгой жизни, который к своему 20-летию превратил-таки в дебютный фильм. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале, где Ксавье с тех пор желанный и постоянный гость – за пять лет в большом кино он снял четыре картины и вырос в наших глазах из любующегося собой синефила с модной прической в думающего кинематографиста с чувством юмора, самоиронией и не менее модной прической. Об эволюции кино Ксавье Долана – в материале проекта Weekend.
![Канадский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер Ксавье Долан, 2013 год Канадский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер Ксавье Долан, 2013 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/100024/12/1000241246_0:0:1200:799_600x0_80_0_0_6c795bec4cfb81b03addca8c0c8dbfa7.jpg)
Своего первого героя – Убера из драмы "Я убил свою маму" (J'ai tué ma mère) — Долан не просто списал с себя, но и сам сыграл. Фильм, принесший режиссеру один из призов Канна-2009, повествует об отношениях 16-летнего мальчика с матерью. Он – юноша тонкой душевной организации, художник и, судя по всему, талантливый писатель, с камерой в руке и портретом Ривера Феникса на стене. Она – одинокая женщина, любящая платья с люрексом, торшеры тигровой расцветки и телевизионные ток-шоу. И своего сына – только сказать об этом никак не решается. Он же в свою очередь рассуждает о любви-ненависти к маме в черно-белых монологах, то и дело прерывающих основную сюжетную линию, которая по сути – рассказ о взрослении, переходном возрасте и подростковом бунте по программе вранье-побег из дома-секс-наркотики-ругань. В мыслях Убер даже видит мать, лежащую в гробу, на самом же деле никто не умирает, даже разбитая в порыве ярости гора тарелок с безвкусно нарисованными подсолнухами или же беспорядок в комнате с выпотрошенными ящиками комода и разбросанным постельным бельем – не более чем фантазия. О том, как они любят друг друга знает только зритель – из тех самых монологов, записанных Убером-Доланом на любительскую камеру и из одной фразы, произнесенной матерью вслед уходящему сыну. "А что, если я завтра умру", — бросает юноша. "Значит, и я умру завтра", — шепчет мать так, чтобы он не слышал.
![Фильм Я убил свою маму Фильм Я убил свою маму](https://cdnn21.img.ria.ru/images/100024/17/1000241765_0:0:1200:803_600x0_80_0_0_62d4a9767216ce93e82fd9d053856058.jpg)
После "Я убил свою маму" Долана небезосновательно прозвали "королем самолюбования". Его в кадре его же фильма много — эстетские крупные планы выхватывают то пухлые губы, то длинные ресницы, то кудрявую челку, спадающую на один глаз. Полюбоваться, признаться, есть чем, но 20-летний Ксавье, как и подобает в его возрасте, слишком серьезен по отношению к себе — и к своему фильму, который изобилует выверенными кадрами и кино-цитатами, отсылающими к французской "новой волне". Возлюбленного Убера зовут Антонен Рембо (Антонен Арто + Артюр Рембо), на его стене — плакат еще одного погибшего на взлете кино-идола, бунтаря Джеймса Дина, оба они явно любят "400 ударов" Трюффо и занимаются любовью посреди комнаты, которую до этого раскрасили "под Поллока". Долан упивается и увлекается литературными и прочими культурными аллюзиями и метафорами. Совершенство формы немного режет глаз и кажется не до конца осмысленным. Однако, местами выходит пронзительно, оттого, что в основе все же личное переживание режиссера — правильный и честный ход. Когда начинаешь снимать кино в 20 лет, снимать нужно о том, что знаешь наверняка — будь то вынужденный каминг аут (Ксавье Долан, как и его герой, — гей) или все те же "400 ударов" Франсуа Трюффо, подарившие фильму Долана открытый финал на берегу океана.
![Кадр из фильма Воображаемая любовь Кадр из фильма Воображаемая любовь](https://cdnn21.img.ria.ru/images/100024/06/1000240619_0:0:1172:762_600x0_80_0_0_b24cc85ca1cd8eef673da04086b5fe57.jpg)
Последовавшие "Воображаемые любови" (Les amours imaginaires) стали логическим продолжением, где чуть повзрослевший герой Ксавье разбирается со своей, штрихами обозначенной в "Маме", сексуальностью. Снимает Долан про тот возраст, в котором живет сам, и для своих ровесников, ну или для всех желающих вспомнить, как это было. Нехитрая история с поправкой на нетрадиционную сексуальную ориентацию – Мари (Монья Шакри) и Франсис (Долан), девушка и ее друг-гей, влюбляются в общего знакомого Николя (исполнитель этой роли Нильс Шнайдер появлялся в эпизодической роли в "Я убил свою маму"). Фабула не столь важна, как и мысли о том, выдержит ли дружба испытание страстью. Видеополотно Долана, вновь состоящее из музыкальных — от Далиды до The Knife — и визуальных цитат, которыми канадский режиссер упорно вписывает себя в мировой кинематограф, призвано показать эмоциональную сторону вопроса.
Спустя еще два года, в 2012, Долан повез в Канн свою третью ленту "И всё же Лоранс" (Laurence Anyways), отличительной чертой которой стало отсутствие в кадре самого режиссера – главные роли исполнили любимец Франсуа Озона Мельвиль Пупо и Сюзанн Клеман, которую можно было видеть в роли в учительницы в "Я убил свою маму". Если быть совсем уж точными, то Ксавье все же появляется на экране — как выхваченное из толпы на долю секунды лицо. Эта жертва оказывается ничтожной по сравнению с тем, как смело 23-летний режиссер берется за жизнеописание людей на поколение, а то и два старше, впервые отказываясь от автобиографичности и ступая на почву правдивой истории, случившейся с кем-то другим.
![Кадр из фильма И всё же Лоранс Кадр из фильма И всё же Лоранс](https://cdnn21.img.ria.ru/images/82433/43/824334346_0:0:2048:1536_600x0_80_0_0_c5c1484404db14d5a4b28580aa6665c8.jpg)
1989 год. Лоранс (Пупо) — преподаватель литературы и одаренный поэт, его девушка Фредерик, она же Фред (Клеман) — помощник режиссера с ярко-рыжими волосами и выбритыми висками. Вместе они катаются на машине, сочиняют стихи и составляют бесконечный "список вещей, которые уменьшают удовольствие". В день своего 35-летия Лоранс объявляет, что хочет стать женщиной. Непонятый коллегами и родителями, он ждет поддержки со стороны любимой — у Фредерик на то, чтобы принять решение, уходит 10 лет или два часа экранного времени.
![Кадр из фильма И всё же Лоранс Кадр из фильма И всё же Лоранс](https://cdnn21.img.ria.ru/images/82466/62/824666259_0:0:727:485_600x0_80_0_0_1c88805da59f7fb0cc955b1610d233f7.jpg)
Здесь, несмотря на революционные для самого Долана творческие шаги, становится очевидной сквозная тема его кинематографа и уже сформировавшийся, нравится нам он или нет, стиль. "Лоранс" — еще одна история о невозможной любви, которую поначалу легко спутать с остросоциальным высказыванием о проблемах транссексуалов, хотя и эта тема для Долана далеко не последняя по значимости. Не случайно он почти отказывается от пространных кадров-коллажей и присутствовавших в предыдущих работах метафоричных вставок в жанре видео-арта в пользу более прямолинейных эпизодов: начинается картина с длинного плана, во время которого мы со спины видим идущую по улице женщину — это Лоранс, на дворе 1999 год, а люди по-прежнему, не стесняясь, глазеют и отшатываются.
![Кадр из фильма И всё же Лоранс Кадр из фильма И всё же Лоранс](https://cdnn21.img.ria.ru/images/82466/63/824666320_0:0:727:485_600x0_80_0_0_b8897f3016ffd5afe020e2675092701c.jpg)
В "Лорансе" Долан сделал ставку на актеров – и не прогадал, такими выпуклым и трагическим в деталях вышел вышел у Пупо и Клеман рассказ о Лорансе и Фред. И за одно это стоит отдать должное Долану, профессионально растущему не по дням, а по часам: пусть даже эта разыгрываемая актерами высокая драма разворачивается в привычных вычурных интерьерах и снята рукой все того же одаренного 20-летнего эстета. Кажется, что увеличение возраста долановских героев на 10 лет не более, чем формальность: они любят наряжаться и ходить на костюмированные вечеринки, они по-юношески одержимы литературой, музыкой и друг другом, так, что можно бросить ребенка и убежать на остров с фотографии. Потому что этого ребенка еще и в планах нет. Примечательно, что "переодевая" своих привычных персонажей в одежду на размер побольше, Долан выхода для них так и не видит — зато так или иначе видит свет в конце тоннеля и разрешение, если не любовной драмы, то социального конфликта. Причем, какая ирония, руками теперь уже действительно своих ровесников, учеников Лоранса, которые спрашиваю о домашнем задании, а не о том, почему учитель пришел в платье.
![Кадр из фильма И всё же Лоранс Кадр из фильма И всё же Лоранс](https://cdnn21.img.ria.ru/images/82433/38/824333843_0:0:2048:1365_600x0_80_0_0_cf02031295b2d871fdaeaf81b3915d09.jpg)
В одном из прошлогодних интервью Ксавье Долан с упоением рассказывает о том, как открыл для себя Хичкока, и уверял, что на новый фильм картины мэтра никак не повлияли. Пусть совпадение, но последнюю на данный момент работу Ксавье можно с легкостью называть триллером в лучших хичкоковских традициях, "с блэкджеком" и саспенсом.
"Том на ферме" (Tom à la ferme), вопреки сложившейся традиции, впервые был показан не в Канне, а в Венеции, где претендовал на победу в основном конкурсе, но в итоге получил приз ФИПРЕССИ. Международная кино-пресса, кажется, сдалась и признала Долана большим режиссером, а не просто насмотренным мальчиком с киноаппаратом, который адаптирует для современной молодежи сюжеты Трюффо и Годара.
![Кадр из фильма Том на ферме Кадр из фильма Том на ферме](https://cdnn21.img.ria.ru/images/95922/22/959222277_0:0:2000:1338_600x0_80_0_0_1184b8a49ba5aacdf9df6f36f04cdc8d.jpg)
Из остальных нововведений: сценарий по одноименной пьесе квебекского драматурга Мишеля Марка Бушара и главный герой Том в исполнении выкрасившегося в блондина Долана. Он, как и прежние персонажи, сыгранные режиссером в своих фильмах, гей, но для него, в отличие от Убера и Франсиса, сексуальная ориентация становится главной проблемой, а вместе с тем и источником основного конфликта всего произведения.
Молодой человек приезжает в деревню на похороны своего трагически погибшего возлюбленного и знакомится с его семьей. Мать, тепло принимающая Тома как ближайшего друга, имеет ложные представления об интимной жизни покойного сына и одолевает мучительными вопросами о подружках, а брат, которому, напротив, известна правда, терроризирует гостя, превращая его в заложника, борясь тем самым с самим собой и подавляя собственные тайные желания.
![Кадр из фильма Том на ферме Кадр из фильма Том на ферме](https://cdnn21.img.ria.ru/images/100024/03/1000240327_0:0:1157:752_600x0_80_0_0_5e15c21920709014549c6bd2b51fd0cf.jpg)
От жестокости и побоев к болезненной привязанности и обратно – Долану с кажущейся легкостью удается держать зрителя в напряжении и в ожидании любой развязки, вариантов которой по ходу действия и знакомства с персонажами рождается великое множество. Сексуальное напряжение доходит до предела и выливается в самую подходящую, как оказывается, для этого форму – танго, где борьба двух мужских начал выражена в долановской эстетически безупречной форме. Танцуют, правда, в коровнике: в "Томе" персонаж Ксавье, за кадром наверняка живущий в раскрашенных "под Поллока" стенах с постерами Джеймса Дина и Ривера Феникса, перемещается в дикое, грязное и хаотичное пространство деревни, переобувается в резиновые сапоги и в итоге принимает роды у коровы. Не имея возможности вырваться, он сопротивляется поначалу, а потом начинает испытывать в каком-то смысле "стокгольмский синдром", симпатию к своему мучителю.
Градус напряжения Долан вновь снижает дозой самоиронии – теперь уже весьма уверенной и зрелой. Камера "смеется" и на типичными замедленными съемками, и над крупными планами — да и в диалогах проскальзывают шутки, лишающие действие серьезности, но не драматизма. История и впрямь нелепейшая, однако за ней – волнующие Долана и вполне достойные внимания темы — от нетерпимости до вновь невозможной любви.