Рейтинг@Mail.ru
Между Францией и Голливудом: 6 хитов Люка Бессона - РИА Новости, 18.03.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Между Францией и Голливудом: 6 хитов Люка Бессона

© Gaumont International (1990)Кадр из фильма "Леон"
Кадр из фильма Леон
Читать ria.ru в
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Люка Бессона. Проект Weekend вспоминает фильмы, которые принесли ему славу главного режиссера Франции.

Белла Адцеева

Французскому режиссеру Люку Бессону исполняется 55 лет. Громко заявив о себе в середине 1980-х, Бессон долго выступал посредником между родной Францией и Голливудом и умудрялся снимать картины, успешные одновременно у массового зрителя и у требовательных кинокритиков. В день рождения режиссера проект Weekend вспоминает его фильмографию, в которой есть и фантастический экшен, и бунтарская драма, и гангстерская комедия.

Биография Люка Бессона >>

"Подземка" (1985)

Второй полнометражный фильм Люка Бессона "Подземка" многие называли главной бунтарской картиной Франции времен президентства Франсуа Миттерана. Главный герой – вор Фред (Кристофер Ламберт) — скрывается в парижской подземке от владельцев похищенных им документов. В метро он встречает представителей странной субкультуры, а также заводит роман с трофейной женой обиженного им бизнесмена в исполнении Изабель Аджани.

© Gaumont/Island Alive (1985)Кадр из фильма "Подземка"
Кадр из фильма Подземка

После выхода картину сравнивали со знаковым фильмом Жан-Люка Годара "На последнем дыхании", а сегодня "Подземку" называют первым фильмом Бессона, в котором были обозначены черты его будущего стиля.

"Голубая бездна" (1988)

Пожалуй, самый красивый фильм Бессона – "Голубая бездна" — рассказывает о друзьях детства, фридайверах Энцо Молинари и Жаке Майоле, чье соперничество приводит к гибели обоих. Фильм, главные роли в котором исполнили Розанна Аркетт, Жан Рено и Жан-Марк Барр, известен своими подводными съемками, одним из операторов которых стал сам Бессон.

© Sony/Columbia/Gaumont (1988)Кадр из фильма "Голубая бездна"
Кадр из фильма Голубая бездна

Первая англоязычная картина Бессона, "Голубая бездна" была благосклонно встречена зрителями и критиками в Европе, но провалилась в США, где прокатчики выпустили отредактированную версию. Впоследствии фильм стал одним из самых знаменитых в фильмографии режиссера. Сам Люк Бессон признавался, что реакция зрителей на картину стала для него неожиданностью.

"Я считал, что "Голубая бездна" была фильмом взрослого человека для взрослых. Но я ошибался. С моей точки зрения, выразить в фильме свои подростковые личные проблемы было шагом взрослого человека: я сумел наконец-то взглянуть на них издали, передать всю свою боль. А фильм имел успех у подростков, ибо они ощутили мои проблемы, как свои… Но были и другие (взрослые) зрители: либо их пощадила жизнь, либо они сумели справиться с обидами и их раны зарубцевались. Для них фильм выглядел ребячеством, они считали, что он способен взволновать лишь подростков", — рассказывал режиссер.

"Никита" (1990)

Если англоязычная "Голубая бездна" все-таки не стала успешной в мировом бокс-офисе, то следующий фильм Люка Бессона "Никита", снятый режиссером по собственному сценарию, сделал его знаменитым по обе стороны океана. Анн Парийо играет молодую наркоманку, которая в результате ограбления и перестрелки оказывается в тюрьме, где ей делают "предложение, от которого невозможно отказаться".

© Gaumont/Samuel Goldwyn (1990)Кадр из фильма "Никита"
Кадр из фильма Никита

Именно после премьеры "Никиты" Люк Бессон приобрел репутацию мастера, способного одновременно развлечь массового зрителя и предоставить пищу для размышлений тем, кто ждет этого от кино. Позже многие обвиняли его в излишнем заигрывании с Голливудом, но споры, является ли Бессон режиссером-автором, не утихают среди киноманов до сих пор. Сам Люк Бессон считает "Никиту" поворотным фильмом в карьере.

"Леон" (1994)

История о дружбе замкнутого киллера, "профессионала" Леона и 12-летней соседской девочки Матильды стал очередным фильмом режиссера с участием Жана Рено и кинодебютом 11-летней Натали Портман. Сценарий Бессон написал сам всего за 30 дней и, по его словам, "Леон" стал расширенной версией фильма "Никита", а персонаж Жана Рено мог бы быть "американским кузеном" его прошлого героя (Виктора из "Никиты" — прим. ред.).

© Gaumont International (1990)Кадр из фильма "Леон"
Кадр из фильма Леон

Помимо основной, существует и режиссерская версия фильма хронометражем 136 минут. Интересно, что за написание и производство "Леона" Бессон взялся после переноса съемок "Пятого элемента" из-за занятости Брюса Уиллиса. "Промежуточный" фильм стал едва ли не главным в карьере французского режиссера, и сегодня нет смысла перечислять все издания и сайты, включившие "Леона" в списки лучших фильмов в истории.

После премьеры о картине писали, как о "странным образом привлекательной" и "визуально неповторимой".

"В этом фильме привычные элементы сочетаются с причудливыми, иногда даже неприятными, но то, что мы получаем в результате – несомненно, просто поразительный фильм", — писал в 1994 году журнал Time.

"Пятый элемент" (1997)

После успеха "Никиты" и "Леона" Люк Бессон мог позволить себе снять практически что угодно, даже фантастический фильм, задумка которого появилась у него в 16 лет. История о девушке Лилу, которая стала Пятым Элементом, не позволившим Абсолютному Злу уничтожить Землю, в 1997 году поразила зрителей во всем мире масштабными и самыми дорогими на тот момент спецэффектами, которые были вдохновлены "Звездными войнами". Бессон придумал "божественный язык", на котором разговаривает героиня Миллы Йовович, а позже сама актриса расширила его до 400 слов.

Зрители и критики оценили не только зрелищность, но и философию "Пятого элемента", в эстетике которого режиссеру удалось, возможно, наиболее полно раскрыть собственный стиль. "Пятый элемент" оставался самым кассовым французским фильмом вплоть до выхода картины "1+1" в 2011 году.

"Малавита" (2013)

"Малавита" — последний на сегодняшний день вышедший в прокат фильм Бессона, снятый по одноименному роману писателя Тонино Бенаквисты. В центре сюжета – итальянская семья Манцони, глава которой вынужден скрывать свое криминальное прошлое после того, как сдал подельников. Под фамилией Блэйк мафиози в отставке вместе с женой, дочерью и сыном переезжает якобы из Америки в небольшой нормандский городок, который буквально через пару недель оказывается подчинен гангстерским нравам прибывшей семейки.

Кадр из фильма Малавита
"Не бывает бывших гангстеров". О фильме "Малавита" в рецензии проекта Weekend

Фильм примечателен актерским составом – бывшего главаря мафии Манцони играет Роберт Де Ниро, его жену – Мишель Пфайффер, а агента ФБР, опекающего семью, – Томми Ли Джонс. Изначально Бессон должен был выступить только в роли продюсера, как в успешных франшизах "Такси" и "Перевозчик", однако после того, как на предложенные роли согласились и Де Ниро, и Пфайффер, режиссер решил сам встать у руля. Несмотря на удивление зрителей, которые сочли "Малавиту" неочевидным выбором для следующего фильма Бессона, у самого режиссера были на то веские причины.

"Когда я узнал, что играть будут Роберт Де Ниро, Мишель Пфайффер и Томми Ли Джонс, то почувствовал себя пчелой, упавшей в горшочек меда. Я должен был сделать это сам! Кроме того, я много времени провожу в США, а половина моей семьи – из Нормандии, так что я действительно хорошо знаю оба мира. Так я решил, что, видимо, я подходящий парень для этого фильма", — говорил режиссер.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала