Мария Токмашева
Самый знаменитый долгострой современного российского кинематографа – фильм "Вий 3D" режиссера Олега Степченко – наконец выходит в прокат. Зрители без труда смогут увидеть в нем и гоголевский сюжет, и отсылки к советскому фильму 1967 года. Правда, главным героем нового "Вия" становится вовсе не философ-бурсак Хома Брут, а британский путешественник Джонатан Грин, оказавшийся в Малороссии во время работы над картой часовых поясов.
Знакомая всем с детства история Хомы Брута, ведьмы-панночки и славянского демона Вия кратко пересказана в самом начале картины. Панночка в исполнении Ольги Зайцевой в первых кадрах погибает и просит своего отца-сотника (Юрий Цурило), чтобы заупокойную молитву по ней прочитал Хома Брут (Алексей Петрухин). Хома, совершенно не знакомый с семьей сотника, удивлен данной просьбой, но позже, придя в церковь на молитву, узнает в умершей ведьму, которую видел в ночь накануне смерти панночки. Что стало с Брутом дальше, знает, кажется, каждый. За три ночи Хома увидел и ожившую панночку, и летающий гроб, и устрашающего демона Вия, после встречи с которым бурсака нашли мертвым.
Все это в фильме Степченко, кстати, изложено более подробно, уже ближе к концу картины, и практически полностью повторяет сцены фильма 1967 года. Правда, с учетом технологии 3D, гроб летит "прямо в зрителя", а Вий очень уж напоминает монстров Гильермо дель Торо. Легендарная фраза "Поднимите мои веки" страха уже не внушает.
Впрочем, гоголевская история в фильме Степченко – лишь иллюстрация диких нравов славянской Малороссии, куда попал картограф Джонатан Грин. Роль эту сыграл английский актер Джейсон Флеминг, что придало картине международный статус и перспективу зарубежного проката. Герой Флеминга в "богатом" парике сбегает от своей беременной невесты навстречу приключениям. В мечтах ученого – создание карты часовых поясов, которая позволит всему миру ориентироваться на среднее время по Гринвичу. Британский картограф, судя по всему, и предположить не мог, какой временной провал существует между цивилизованной Великобританией и вечно пьяной Малороссией. Уже на украинских дорогах Грина встречают два бурсака – богослов Халява и ритор Тиберий, которые под непременную горилку рассказывают иностранцу историю трагической смерти своего друга Хомы Брута. Но цивилизованный британец на то и ученый, чтобы доверять только фактам, а не домыслам нетрезвого народа.
В путешествии Джонатана Грина по Малороссии и протекает неспешное действо фильма Степченко, пока создатели картины наконец не находят актуальную сюжетную линию. В фильме "Вий 3D" появляется герой, которого у Гоголя не было, — отец Паисий (Андрей Смоляков). Представитель церкви формирует общественное мнение всего хутора и предлагает гнать всех, "кто несет свет знаний". Неизвестно, был ли героя Смолякова в первом варианте сценария (фильм "Вий 3D" создавался на протяжении 9 лет) или появился уже в конце работы над фильмом, но картине это явно пошло на пользу: других линий для актуализации гоголевского сюжета под условия современной России в картине нет. И если бы не огромное количество других персонажей, слабо проработанный сценарий и чрезмерная реклама водки "Хортица", видимо, давшей деньги на завершение производства, "Вий 3D" вполне мог бы сойти за сатиру на быт и нравы малообразованного славянского общества, которое не особо изменилось со времен Гоголя и по-прежнему с готовностью верит в сказки о разной нечисти.