Рейтинг@Mail.ru
Художник в кино: 5 сказочных фильмов Сергея Параджанова - РИА Новости, 09.01.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Художник в кино: 5 сказочных фильмов Сергея Параджанова

© Арменфильм (1968)Кадр из фильма "Цвет граната"
Кадр из фильма Цвет граната
Читать ria.ru в
В четверг, 9 января, исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Параджанова. О пяти главных работах режиссера — в материале проекта Weekend.

Наталия Григорьева

90 лет исполняется со дня рождения Сергея Параджанова. В жизни режиссера, родившегося в Грузи в армянской семье, окончившего Тбилисскую консерваторию и ВГИК, была и мировая слава, и тюремное заключение, а в его фильмографии всего 18 картин, лучшим из которых — психоделическим полотнам, похожим на ожившие картины или коллажи, нет аналогов ни в советском, ни в мировом кино. О пяти главных работах Сергея Параджанова — в материале проекта Weekend.

Цветок на камне (1962)

Один из первых известных фильмов Параджанова, который при этом называют неудачным и "непараджановским". Отчасти из-за социальной нарочитости сюжета: действие картины разворачивается в разрастающемся шахтерском городке, который с энтузиазмом строят комсомольцы. Бригадир Григорий влюблен в Люду, но природная стеснительность не позволяет ему открыто выражать свои чувства, на людях он подшучивает над девушкой, а наедине — робеет. Вторая история связана с девушкой Христиной, попавшей под влияние религиозной секты — спастись ей помогают все те же Григорий и Люда, а также влюбленный в нее комсомолец Арсен. Изначально режиссером фильма под рабочим названием "Так никто не любил" был Анатолий Слесаренко, однако после того, как на съемках погибла исполнительница роли Христины, он был привлечен к уголовной ответственности и осужден — Параджанов завершил работу над лентой. В сравнении с более поздними картинами, и тема, и даже черно-белое изображение, столь чуждое такому мастеру цвета, как Параджанов, кажутся не вписывающимися в режиссерскую стилистику. В то же время, происходящее на экране выглядит "по-параджановски" неправдоподобным, нереальным, условным, а то и вовсе абсурдным и психоделическим — как сектантские обряды с песнопениями и воздетыми к небу руками, которые проводят религиозные фанатики в декорациях типичного советского шахтерского города.

© Filmstudio Aleksandr Dovshenko (1962)Кадр из фильма "Цветок на камне"
Кадр из фильма Цветок на камне

Тени забытых предков (1964)

Снятая по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского, картина была показана на многих международных кинофестивалях и завоевала не одну награду. Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты — Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. Девушка тонет в реке, а юноша, хоть и женится на красавице Палагне, но так и не может забыть свою Маричку. Съемки картины проходили в Ивано-Франковской области — там, где было написано произведение и где и сейчас живут гуцулы, а костюмы, музыка и декорации максимально точно передают все особенности быта этого немногочисленного, но сохранившего древние традиции народа. Красочное убранство домов и элементы национальной одежды — все это, в том числе и стараниями оператора Юрия Ильенко, чья камера снимает героев в движении, словно не поспевая за ними, взмывает вверх или выхватывает крупные планы, превращает ленту в красочное, будто сказочное и не совсем реальное действие. Кульминацией фильма и своего рода "первым кадром" будущих работ Параджанова можно считать финал, в котором умирающий Иван в видениях воссоединяется, наконец, с любимой Маричкой — под звуки пастушьих песен он видит ее в отражении воды в реке, ищет ее в выжженном лесу и берет за руку.

© Студия Довженко (1964)Кадр из фильма "Тени забытых предков"
Кадр из фильма Тени забытых предков

 

Цвет граната (1968)

С одной стороны — биографическая лента, посвященная жизни и творчеству Саят-Новы, армянского поэта XVIII века, с другой — поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах. В этой работе Параджанов — скорее художник, нежели кинорежиссер — создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы. Актеры замирают, изображая персонажей с древних фресок на стенах храмов и героев стихотворений, угол съемки и монтаж создают оптические иллюзии, почти в каждом кадре — красный цвет, то в одежде, то в музыкальных инструментах, то в элементах интерьера, как связующее звено этого непрерывного ассоциативного ряда. Софико Чиаурели в роли музы — одновременно и первой возлюбленной поэта, и жены, и той, которой были посвящены многочисленные любовные поэмы. Отыскать в фильме можно и историю непростых отношений писателя с властью и церковью, а звучащая за кадром музыка указывает на его музыкальные способности — сам поэт, как известно, сочинял песни и играл на нескольких музыкальных инструментах.

© Арменфильм (1968)Кадр из фильма "Цвет граната"
Кадр из фильма Цвет граната

Легенда о Сурамской крепости (1984)

Софико Чиаурели снялась у Параджанова и в роли гадалки в экранизации грузинской легенды о юноше, добровольно принесшем себя в жертву ради спасения своей страны. Предсказание гласило, что стена строящейся крепости не обрушится, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша — только после того, как герой вызвался исполнить предначертанное, жители города смогли достроить защитное сооружение и остановить нашествие иноземных захватчиков. Здесь, как и в "Цвете граната", многие сцены напоминают живописные произведения, фантастические и нереальные, другие — воспроизводят древние обряды, с музыкой, танцами и диковинными костюмами. Фильм был снят Параджановым в соавторстве с Давидом Абашидзе, который сам сыграл в картине одну из ролей.

© Грузия-фильм (1984)Кадр из фильма "Легенда о Сурамской крепости"
Кадр из фильма Легенда о Сурамской крепости

Ашик-Кериб (1988)

С ним же Параджанов работал над еще одним фильмом — экранизацией сказки Лермонтова "Ашик-Кериб", которая в свою очередь была создана поэтом на основе азербайджанской народной сказки. Бедный музыкант полюбил дочь богача и поклялся странствовать семь лет, чтобы заработать денег и стать ей достойным женихом. Отправившись в путь, он попадает во дворец султана, которому поет о своей любви и своих злоключениях, а правитель за это одаривает его золотом — семь лет Ашик-Кериб живет во дворце в роскоши. Тем временем в родном селе его считают утонувшим: мать — в главной женской роли вновь Софико Чиаурели — от горя теряет зрение, а возлюбленная готовится к свадьбе с другим. Встретив незнакомца на белом коне, Ашик-Кериб получает от него волшебное средство, благодаря которому переносится в свою деревню, где исцеляет мать и возвращает свою любимую. Этот фильм Параджанова долго не выходил в широкий прокат — удостоверение картине было выдано лишь после того, как он был показан на нескольких международных кинофестивалях — в том числе на Венецианском, жюри которого даже обращалось в Американскую киноакадемию с просьбой выдвинуть "Ашик-Кериб" на "Оскар". Картина стала последней, которую  Параджанову удалось закончить при жизни — он посвятил ее памяти Андрея Тарковского.

© Грузия-фильм (1988)Кадр из фильма "Ашик-Кериб"
Кадр из фильма Ашик-Кериб
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала