Елена Костомарова
В прокат выходит сиквел "Голодных игр", подростковой антиутопии, которая по праву считается главным конкурентом "сумеречной саги". Сумасшедшая касса, армии поклонников, литературный первоисточник (книга Сьюзен Коллинз), главная героиня — юная дева с двумя кавалерами: кажется, все идет по плану. Вот только признаваться в симпатии к "Голодным играм" вовсе не стыдно, да и эмоций на лице девы явно больше, чем у героини "Сумерек" Беллы Свон – из-за этого, собственно, и весь сюжетный сыр-бор.
Смотреть "Голодные игры: И вспыхнет пламя", не зная контекста, сложно, поскольку не ясно, где искать искру от вспыхнувшего пламени. Действие происходит в неопределенно далеком будущем в тоталитарном государстве Панем. Столица Капитолий держит в повиновении и страхе двенадцать округов (дистриктов), своих нищих сырьевых придатков. Ежегодно в назидание и без того забитым гражданам Капитолий проводит Голодные игры – высокотехнологичное побоище между несовершеннолетними участниками (трибутами) из каждого дистрикта. По правилам в зверских Играх выживает только один трибут, сумевший перебить менее удачливых сверстников – это и есть победитель. Реалити-шоу транслируется по телевидению на всю страну, для дистриктов его просмотр превращается в пытку, для пресыщенного Капитолия – в изысканное развлечение.
Во второй части новоиспеченные победители 74-х Голодных игр Китнисс Эвердин (оскароносная Дженнифер Лоуренс) и Пит Мелларк (Джош Хатчерсон) возвращаются домой с надеждой навсегда забыть обо всем, что им пришлось пережить. Жить бы да радоваться, тем более, что выжившим в Играх предоставляют определенные привилегии. Однако президент Капитолия недоволен эффектом, который произвела на дистрикты неожиданная двойная победа юной пары, притворившейся влюбленными: некоторые особо думающие граждане усмотрели в действиях горячей охотницы Китнисс призыв к бунту против существующего режима.
Надо сказать, что опасения главы государства оправданы, ведь героиня – девушка самых честных правил, которая совсем "не владеет лицом" (эмоции на крупных планах – простор для актрисы Дженнифер Лоуренс). Сама того не желая, она вдохновляет людей на крамольные мысли о свободе личности и независимости, ведь в стране, убивающей своих детей на потеху публике, с этими ценностями явно не все в порядке.
Дело осложняется тем, что притворяться безумно влюбленной в Пита у Китнисс Эвердин просто нет сил, ведь в родном дистрикте у нее есть более видный кандидат в бойфренды. Голубоглазый шахтер Гейл (Лиам Хемсворт) ласково зовет подругу Кискисс и его, в отличие от Пита, не надо опекать. Но по сценарию правительства страна должна поверить в сказку о беззаветной любви, иначе победителям несдобровать.
Китнисс не то чтобы очень прозорлива, но понимает, что ее Голодные игры продолжаются: чтобы предотвратить надвигающуюся революцию, организаторы Игр сначала снаряжают Пита и Китнисс в турне по дистриктам, а потом и вовсе снова отправляют на арену – убивать и любить друг друга, как в последний раз.
"Голодные игры" — редкий пример того, как экранизация может быть лучше первоисточника. Книга, написанная шаблонным примитивным языком, на экране, теперь и в IMAX, расцветает яркими красками благодаря спецэффектам и костюмам – например, нарядам представительницы Игр Эффи Бряк (Элизабет Бэнкс) в маккуиновском стиле.
Кроме того, актерскую троицу "кинопионеров" Лоуренс, Хатчерсона и Хемсворта-младшего сопровождают не кто иной как волшебный Вуди Харрельсон в роли их наставника, талантище Филип Сеймур Хоффман – новый распорядитель Игр — и музыкант Ленни Кравиц, который органично смотрится в роли печального стилиста, вносящего свою "копеечку" в дело революции.
Вдобавок все интеллектуально подкованные зрители могут развлечь себя поиском отсылок к классическим сюжетам – от мифа о Минотавре, которому приносили в жертву невинных детей, до озверевших подростков из "Повелителя мух" и, конечно, Оруэллу и Хаксли. Найдут, вспомнят про двоемыслие и министерство правды и, может, выключат телевизор: вдруг Голодные игры – это уже реальность.