Наталия Григорьева
Научно-фантастическая драма "Игра Эндера" по одноименному роману американского фантаста Орсона Скотта Карда выходит в российский прокат. Режиссер Гэвин Худ ("Люди Икс: Начало. Росомаха") показал пусть не яркий, но все же пример того, что даже в таком визуально ориентированном жанре не обязательно пренебрегать содержанием в пользу формы. Главную роль исполнил 16-летний Эйса Баттерфилд, мальчик Хьюго из скорсезевского "Хранителя времени", а формально второстепенную, но по сути одну из ключевых – сам Харрисон Форд.
Попытка совместить довольно обычную историю об очередных звездных войнах с драмой взросления — весьма неплохая задумка, которая и превратила роман Карда в бестселлер. Что касается фильма, то и здесь наличие морально-этического конфликта – единственное, что хоть как-то выделяет "Игру Эндера" из длинного ряда проходных фантастических экшенов. Надо заметить, что режиссер Гэвин Худ в целом гораздо большее внимание уделяет психологии, нежели спецэффектам – оттого весь этот космос в иллюминаторе выглядит немного картонным, а герои так неуклюже болтаются в невесомости, что поддерживающие их невидимые тросы вполне можно было оставить видимыми.
Внешний вид и космических кораблей, и оружия, и пришельцев – все это уже где-то было и откуда-то так или иначе срисовано, так что спецэффекты никоим образом не отвлекают от наблюдения за процессом становления героя Эйсы Баттерфилда, который изначально – типаж довольно занятный. Дипломат, готовый при необходимости применить силу и поставить обидчиков на место, вырастает думающим лидером, исполненным гуманистических идей вселенского масштаба. С другой стороны оказывается, для необходимого баланса и контраста, учитель Эндера, полковник Графф, чье благородное желание спасти Землю граничит с маниакальным желанием на всякий случай перебить всех пришельцев. Если уж и говорить об антагонисте, то это не какой-то там жукер, а именно Графф – и не потому, что он однозначно плохой, а Эндер – столь же однозначно хороший. И в том, и в другом случае дело в ответственности – для кого-то жизнь на Земле превыше всего, для другого она не ценнее жизни любого существа во вселенной.