Научно-фантастическая драма "Игра Эндера" — экранизация одноименного романа американского писателя Орсона Скотта Карда — выходит в российский прокат 31 октября. Действие фильма, режиссером которого стал Гэвин Худ ("Люди Икс: Начало. Росомаха"), разворачивается в будущем, через 70 лет после вторжения на Землю насекомообразных инопланетян. Дабы не допустить повторного нападения, люди создали профессиональную армию, куда собирается вступить главный герой — одаренный подросток Эндер (Эйса Баттерфилд). Во время подготовки, цель которой — превратить мальчика в непобедимого полководца, он неожиданно сталкивается со сложной морально-этической дилеммой. Роль учителя Эндера, полковника Граффа, чье благородное желание спасти Землю граничит с маниакальной одержимостью идеей полного истребления пришельцев, исполнил Харрисон Форд. Он же представил картину в Москве и рассказал корреспонденту РИА Новости, как относится к своему персонажу, в чем преимущество научной фантастики и о чем говорить с детьми. Беседовала Наталия Григорьева.
- Ваш персонаж — противоречивая личность. С одной стороны, он самоотверженный военный, спасающий Землю, с другой — суровый и безжалостный человек, готовый на все ради достижения свой цели. Вы считаете его хорошим человеком или плохим?
— Я бы не стал ограничиваться такими определениями своего героя. Я знаю, что он делает, и знаю, почему он так поступает. Мне интересны его отношения с людьми. Я выбираю роли не потому, что тот или иной персонаж по определению хороший или же по определению плохой, мне интересны сложные, неоднозначные герои. Этот человек является одновременно искусным манипулятором и наставником. Я убежден, что он испытывает симпатию и сочувствие по отношению к Эндеру, но вместе с тем он военный и на него возложена огромная ответственность по подготовке мальчика, которому предстоит стать командиром международного космического флота и спасти человечество.
- Отношения полковника Граффа и Эндера нельзя назвать простыми. А как вам работалось с Эйсой Баттерфилдом?
— Это было сплошным удовольствием. Эйса — талантливый молодой актер, который не только обладает артистическим даром, но и умеет усердно трудиться и уделять все свое внимание тому, над чем работает. К тому же он очень смышленый молодой человек.
- В фильме вообще много юных героев и, соответственно, актеров…
Да, невероятно целеустремленные и увлеченные делом ребята, во многом благодаря чему нам и удалось рассказать эту историю.
- Как вы готовились к роли?
— Никакой особой подготовки не было. Помогло то, что я прочитал книгу. Отношения между героями строятся по тем же принципам, что и в нашем мире, так что эмоции, которые они переживают, понятны мне, как отцу, как гражданину, как человеку — несмотря на то, что действие происходит в будущем и в космосе.
- Приятно было вернуться в "космос" на съемочной площадке впервые после "Звездных войн"?
— Для меня нет никакой разницы, в космосе я или в бакалее. Достоинство научной фантастики лишь в том, что она дает чуть больше простора для нашего воображения. Меня не волнует жанр фильма, мне важно качество сценария, а также человечность и эмоциональная обоснованность идей, лежащих в основе фильма.
- "Игра Эндера" на первый взгляд выглядит как чистой воды научная фантастика про войну с инопланетянами, но в то же время есть существенное отличие от прочих подобных фильмов — герой начинает сомневаться в правильности своих действий, что приводит к неожиданному финалу. Вы считаете, фантастическим фильмам нужны подобные драматические конфликты, или же это исключение и в большинстве случаев достаточно хороших визуальных эффектов?
— Некоторым фильмам достаточно спецэффектов, они становятся движущей силой, другие оказываются более глубокими. Каких только фильмов не существует — так почему же научная фантастика не может быть разной, при этом сохраняя за собой право называться научной фантастикой.
- Вы работали со столькими выдающимися режиссерами — Спилберг, Лукас…
— Да, это настоящая удача!
- А что можете сказать о Гэвине Худе?
— Он очень энергичный, сконцентрированный и думающий режиссер, с богатым воображением и талантом по части визуальных эффектов. Для меня было удовольствием работать с ним, и я надеюсь, что судьба фильма сложится успешно и тогда Гэвин уже не будет нуждаться в моих пожеланиях удачи.
- Во время съемок вы каким-то образом помогали режиссеру, может быть, давали какие-то советы?
— Нет, ни в коем случае! У меня были кое-какие предложения, но никак не в форме советов, а как темы для обсуждения, чтобы понять — удалось ли нам раскрыть ту или иную сторону характера полковника Граффа, не хотим ли мы добавить что-то новое в следующей сцене так, чтобы это не стало повторением того, что мы уже делали. Или чтобы найти правильную мизансцену и решить, не будет лучше для моего героя, к примеру, встать и пройтись, чем сидеть за столом. Одним словом — практическая сторона кинопроизводства.
- Гэвин Худ говорил о том, что надеется на то, что фильм станет предметом для разговора, дискуссии между детьми и их родителями. Вы согласны с этим? Какой именно разговор может получиться?
— Может, о вопросах личной ответственности, о том, как массовая культура использует человека, о защите собственных интересов и праве делать свой собственный выбор, о самосознании, о том, как распорядиться своими силами, какими качествами должен обладать лидер и что такое личная ответственность и военная этика. Все это достойно разговора.
- Не расскажете немного о своем следующем проекте?
— Честно говоря, я понятия не имею, каким будет мой следующий проект. Наверное, поехать домой и провести какое-то время с семьей.