Рейтинг@Mail.ru
Лорд Байрон: достаточно одного поэта - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лорд Байрон: достаточно одного поэта

© Public domain Портрет Джорджа Гордона Байрона, художник Ричард Уэстолл
Портрет Джорджа Гордона Байрона, художник Ричард Уэстолл
Читать ria.ru в
Джордж Гордон Байрон, английский поэт-романтик не только создал Чайльд-Гарольда, героя, породившего целую вереницу литературных персонажей так называемого "байронического типа", но и вел активную светскую жизнь, много путешествовал, дружил с поэтом Шелли и его супругой Мэри, придумавшей историю о чудовище Франкенштейна, и героически погиб в борьбе за независимость Греции. Незаурядная, полная тайн, сплетен и мистических событий жизнь поэта и по сей день не дает покоя творцам: писатели, поэты, кинорежиссеры и музыканты создают произведения, основанные как на реальных, так и на вымышленных эпизодах жизни Байрона, делая его самого главным героем фильмов, книг, песен и стихов. В честь очередного юбилея поэта РИА Новости предлагает посмотреть на Байрона в искусстве.

Наталия Григорьева

Джордж Гордон Байрон, английский поэт-романтик не только создал Чайльд-Гарольда, героя, породившего целую вереницу литературных персонажей так называемого "байронического типа", но и вел активную светскую жизнь, много путешествовал, дружил с поэтом Шелли и его супругой Мэри, придумавшей историю о чудовище Франкенштейна, и героически погиб в борьбе за независимость Греции. Незаурядная, полная тайн, сплетен и мистических событий жизнь поэта и по сей день не дает покоя творцам: писатели, поэты, кинорежиссеры и музыканты создают произведения, основанные как на реальных, так и на вымышленных эпизодах жизни Байрона, делая его самого главным героем фильмов, книг, песен и стихов. В честь очередного юбилея поэта РИА Новости предлагает посмотреть на Байрона в искусстве.

Начать стоит, конечно, с современников, там более, что одним из них был Александр Сергеевич Пушкин. Познакомившись с некоторыми произведениями Байрона в 1820 году, в том числе с отрывками из "Чайльд-Гарольда" и с поэмами "Гяур" и "Корсар", Пушкин был очарован образом свободного и трагического героя, сопротивляющегося окружающей и душащей его действительности. Когда лорд Байрон погиб в 1924 году, Пушкин отреагировал на известие о смерти стихотворением "К морю":

… Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Впрочем, как показало время, прощался Пушкин не только с Байроном, но и романтизмом в целом: со временем отношение русского поэта к творчеству английского коллеги стало критическим, ему было чуждо байроновское любование своими героями и отождествление с ними. Оставим за скобками рассуждения о том, что и сам Байрон уверенно двигался к реализму - не встань на его пути мятежные греки, и обратимся, наконец, к "Евгению Онегину":

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель

Или какой-нибудь издатель

Замысловатой клеветы,

Сличая здесь мои черты,

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет,

Как Байрон, гордости поэт,

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Чуть меньше, чем век спустя, в 1913 году, одно из стихотворений посвятила английскому поэту Марина Цветаева, назвав его просто "Байрону".

Я думаю об утре Вашей славы,

Об утре Ваших дней,

Когда очнулись демоном от сна Вы

И богом для людей.

<…>

И о сердцах, которых - слишком юный -

Вы не имели времени прочесть,

В те времена, когда всходили луны

И гасли в Вашу честь.

Что касается зарубежных авторов, то они по большей части концентрировали внимание на подробностях противоречивой личной жизни поэта. К примеру, британец Питер Акройд сделал Байрона одним из главных героев вышедшей в 2008 году книги "Журнал Виктора Франкенштейна" (The Casebook of Victor Frankenstein). Этот метароман – своего рода версия произведения Мэри Шелли, повествование ведется от лица самого создателя чудовища, Виктора Франкенштейна, который по ходу действия знакомится и с Шелли, и с Байроном. Последний предстает в книге не в самом лучшем свете: при первом знакомстве дерджится заносчиво и высокомерно, ведет весьма распутный образ жизни, увлекается мистикой, а по ходу действия превращается в настоящего безумца, одержимого паранойей, тревогой и иррациональными страхами. Впрочем, такие трансформации происходят почти со всеми героями "Журнала", так что обратимся к эпизоду, когда Байрон впервые появляется на страницах романа:

Сидючи в этой узкой, грязной ложе, джентльмен чувствовал себя вполне удобно, и у меня сложилось мнение, что он должен чувствовать себя вполне удобно где бы то ни было. Он был молод и обладал улыбкою самой что ни на есть чарующей – он словно бы понимал все шутки, какие способен выкидывать мир, и видел, сколь они комичны.

– Простите, сэр, – сказал Шелли. – Полагаю, ваше имя мне известно.

– Вот как?

– Вы – Байрон.

– Обычно меня и вправду так называют.

Я изъявил удивление.

– Лорд Байрон?

Он кинул на меня смеющийся взгляд.

– Неужели существует другой?

Чуть позже и Виктор Франкенштейн знакомится с Байроном, который первым делом спрашивает о роде занятий нового приятеля:

– Вы тоже поэт, сэр?

– О нет. Я вовсе ничего не представляю из себя.

– Счастлив это слышать. В мире слишком много поэтов. Достаточно одного.

Не забывает Акройд и о памятной ночи на вилле Байрона в Швейцарии, где герои вызывали духов и рассказывали друг другу страшные истории и после которой, по преданию, у Мэри Шелли родилась идея написать роман об ожившем мертвеце. Еще дальше в этом направлении продвинулся соотечественник Акройда, режиссер Кен Рассел, который посвятил этому легендарному бдению 16 июня 1816 года целый фильм – "Готика" (Gothic, 1986). Байрон (Гэбриел Бирн), Шелли (Джулиан Сэндс), Мэри Шелли (Наташа Ричардсон), ее сестра Клэр Клермон (Мириам Сир), а также доктор Полидори (Тимоти Сполл) - по сюжету бывший любовник Байрона и будущий автор романа "Вампир" - собираются в огромном мрачном особняке и занимаются привычными для молодых литераторов того времени делами: играют в прятки, употребляют галюциногенные вещества, устраивают оргии и вызывают демона.

Кен Рассел известен своими байопиками – здесь и "Малер", и "Валентино", и "Листомания" - однако "Готика" выделяется даже в этом ряду. Это и не биографическая лента, и не фильм ужасов, хотя в качестве одного из ключевых образов режиссер взял одну из четырех картин художника Генри Фюзели из серии "Ночной кошмар". На полотнах изображены спящие женщины, на груди у которых сидит инкуб – воплощение страхов и кошмарных снов. Эта картина висит в спальне Мэри Шелли, а существо, изображенное на ней, по сюжету оживает и нападает на Мэри – эта сцена была выбрана и в качестве рекламного постера к фильму.

© Public domain
"Ночной кошмар", картина Генри Фюзели

Принимая гостей в своем доме, Байрон Рассела говорит, обращаясь к Шелли: "Выносить присутствие других – это добродетель, мой дорогой. Увы, у меня нет добродетелей". Именно в этом фильме Байрон предстает таким, каким описывала поэта его близкая подруга леди Каролина Лэм: "Mad, Bad, and Dangerous to Know" (в пер. с англ – "безумный, плохой и опасный для знакомства"). Эта строчка вошла в историю и неоднократно использовалась в литературных, а еще чаще музыкальных произведениях. К примеру, английская блэк-метал группа Cradle of Filth, поющая о вампирах, грехопадении, одержимости и демонах, использует эту фразу в своей песне "The Byronic Man".

 

 

They call me bad

Mad Caliban with manners

Dangerous to know

A passing fad

Taught in all debauch

In excess and in canto

(Они называли меня скверным,

Безумным Калибаном с хорошими манерами.

Опасным для знакомства,

Мимолётной причудой,

Выученной в дебошах,

В излишествах и песнях.)

Британцы не были бы британцами, если бы не превратили лорда Байрона еще и в комического персонажа. Таким он становится с легкой руки Эрика Моркамба и Эрни Уайза – комедийного дуэта, прославившегося благодаря телевизионному скетч-шоу, которое выходило в эфир с 1961 по 1983 год. Одна из их сценок называется "Байрон встречает Китса", а Моркамб и Уайз изображают двух поэтов-романтиков, в шляпах и сюртуках, беседа которых превращается в поэтическую дуэль – разговаривают Байрон и Китс исключительно в рифму – иногда весьма неожиданно, например в случае со словами "trumpet" (труба) и "crumpet" (пышка). Последнее слово означает не только выпечку, но употребляется также в значении "аппетитная женщина". Такая игра слов не случайна, ведь в скетче есть и еще один персонаж – очаровательная служанка. В общем, британский юмор во всей красе - лучше один раз увидеть.

Встреча Байрона и Китса >>

Не остались в стороне и американцы: писатели-фантасты Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон сделали лорда Байрона героем стимпанк-романа "Машина различий" (The Difference Engine, 1990). Действие книги разворачивается в Лондоне в 1855 году, однако в альтернативной реальности, где к власти в 1831 году пришла Партия промышленных радикалов во главе с Байроном. Важную роль в жизни людей стали играть Паромеханические Машины Различий, изобретенный Бэббиджем вариант ЭВМ, созданный для контроля над подданными. В конце концов Машина перестает подчиняться людям и в альтернативном XX веке окончательно порабощает Англию. Основные события разворачиваются после смерти Байрона, когда важной политической фигурой становится его дочь Ада.

- Лорд Байрон помер! - проорал мальчишка. Мэллори застыл как громом пораженный.

- Откуда ты знаешь? - крикнул Том.

- Да точно, точно! Сдох старый ублюдок, откинул  копыта! - расхохотался мальчишка, приплясывая на верхних концах свай и размахивая винтовкой. Затем он спрыгнул вниз и исчез.

Мэллори обрел наконец дар речи:

- Не может быть.

- Не может, - согласился Фрейзер.

- Во всяком случае, маловероятно.

- Это они просто размечтались, - предположил Фрейзер.

Повисло молчание.

- Конечно, - начал  Мэллори, - если Великий Оратор действительно мертв, то это означает... - Волна растерянности смыла куда-то все слова, но он остро ощущал, с какой надеждой смотрят на него остальные, как нужна им сейчас поддержка. - Ну... смерть Байрона будет означать конец великой эпохи.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала