Проект Weekend РИА Новости представляет арт-гид: лучшие новые экспозиции и проекты. На этой неделе основная тема - возвращение в прошлое. ГМИИ выставляет сокровища доколумбовой эпохи, Исторический музей - экспонаты, посвященные Смутному времени и восшествию на престол Романовых. Искусство современное тоже заигрывает с историей: Тимофей Парщиков - с античностью, а художники из галереи "Триумф" - с пещерной живописью. Другие заметные проекты недели - ретроспектива Тимура Новикова, выставка номинантов на "Инновацию" и сибирский художники, привезенные Маратом Гельманом.
1. В ГМИИ показывают сокровища народов Южной Америки доколумбовой эпохи - выставку "1000 лет золота инков. Из собрания Музея золота Перу в Лиме" – крупнейшей коллекции, в которой собраны памятники культуры инков, чавин, куари, наска и других народов. Среди привезенных экспонатов – сосуды с изображениями тотемных животных, массивные украшения для носа и ушей, царские головные уборы, амулеты, церемониальное оружие и другие предметы, обладающие статусом национального достояния. Экспонаты по большей части из золота и серебра, которыми так богата эта часть земного шара. В религиозных представлениях индейцев драгоценные металлы играли особую роль: золотые сосуды, например, часто закапывали в тайных местах или сбрасывали в священные реки, чтобы задобрить своих духов. Экспозиция охватывает огромный период - с первого тысячелетия до нашей эры по XVI век.
В ГМИИ с 19 марта по 26 мая
2. К 400-летию избрания на царство Михаила Федоровича Романова Исторический музей сделал большую двухчастную выставку "Романовы. Начало династии", куда вошли экспонаты из российских библиотек, а также архивов и музеев Швеции и Польши. Первая часть посвящена Смутному времени - эпохе до восшествия Романова и тому, как происходило его воззвание на престол, вторая – "портрету" первых Романовых на фоне эпохи. Все экспонаты – уникальны: здесь можно увидеть церемониальное знамя польского короля Сигизмунда III из Музея армии Швеции, портрет юного королевича Владислава - кандидата на русский престол из Королевского замка в Варшаве, выносной фонарь - реликвию Великого Посольства Земского собора к Михаилу Федоровичу, икона "Богоматерь Феодоровская", которой, по преданию, инокиня Марфа благословила своего сына Михаила на царство. Здесь же выставляют мемориальные вещи, одежду, предметы дворцового обихода, мебель и документы, представленные в мультимедийном формате.
В Государственном историческом музее до 30 июня
3. В Мультимедиа Арт Музее в рамках фотобиеннале "Мода и стиль в фотографии" открыты выставки Пьера Жаме и Мартина Парра. Первый снимал в первой половине прошлого века - в молодежных коммунах 1930-х, послевоенном освобожденном Париже, на пляжах юга Франции. Особенно много на выставках фото, посвященных Дине Верни - натурщице, коллекционеру, галеристке, которая позже станет музой скульптора Ариситда Майоля. Майоль увековечивал ее в камне, Жаме - в фотографии, на которой она и позирует, и живет.
Выставка Мартина Парра – в своем роде ложка дегтя в мир торжествующей красоты и эстетики, хоть и называется Luxury. Мир светских приемов, атласных платьев и мехов предстает в антиглянцевом и даже ироническом прочтении известного британского фотографа из "Магнума".
4. Другая часть вернисажей на этой неделе пришлась на Российскую Академию художеств. Самая заметная выставка здесь - снимки Арно Фишера. Фишер - знаковая фигура для немецкой фотографии, который снимал как в документальном жанре, так и в сотрудничестве с модными журналами, сделал серию черно-белых портретов Марлен Дитрих. В основе привезенной в Москву экспозиции лежат его ранние берлинские "хроники", созданные в 1953-м - 1960-м году незадолго до возведения стены и запрещенные сразу после, в 1961-м.
Выставка Александра Лепешкина рассказывает про клубные вечеринки, Анна Складман показывает серию 1991, посвященную поколению двадцатилетних, Никита Шохов сделал выставку "Черноморские каникулы", для которой долго снимал до боли знакомые каждому пляжи, Владимир Глынин - "Реконструктивизм", смысл которого - в приближении фото к графическому поизведению искусства.
В Галерее искусств Зураба Церетели с 22 марта по 12 мая
5. ММСИ открыл ретроспективу Тимура Новикова - петербургского художника-легенды, олицетворявшего сам дух андеграунда 80-90-х. Это он открыл галерею "Асса" и первые сквоты, создал группу "Новые художники", сотрудничал с "Популярной механикой" Курехина и "Кино", основал "Новую Академию изящных искусств". На выставке представлены произведения Новикова из главных российских музеев и 15 частных собраний, сгрупированных по нескольким темам-разделам: экспрессивная живопись и графика 1978- 1980-х; серия панно "Горизонты" 1987-1991; неоакадемизм 1990-х; новая серьезность рубежа 1990-2000-х годов.
В ММСИ на Гоголевском бульваре с 19 марта по 14 апреля
В галерее "Глаз" с 16 марта по 8 мая
7. Культурный альянс Марата Гельмана продолжает знакомить столицу с нестоличным искусством: после пермских и ижевских на очереди – сибирские художники, представленные на выставке "Соединенные Штаты Сибири". По мнению куратора экспозиции, художника "Синих носов" Вячеслава Мизина (известный арт-дуэт здесь тоже участвует) – Сибирь – особенное место и особенный образ жизни, "бескрайность, веселье и свобода. А сибиряк — не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности". Тот же бодрый иронический тон и взяла вся выставка, получившая свое название по одной из работ – полосатому, на манер американского, флагу со снежинками работы Дамира Муратова. Среди участников также - Александр Белоусов, Василий Слонов, Константин Ерёменко, Сергей Беспамятных, Евгений Иванов, Юрий Артюшкин, Ольга Тээр, Дмитрий Булныгин и другие.
Культурный альянс Марата Гельмана
8. Галерея "Триумф" открыла две выставки: молодая британская художница Люси Маклохлан, чьи монохромные росписи можно увидеть на многих фасадах европейских зданий и которая превращает в объекты все, что попадает ей под руку, показывает выставку "Хватаясь за прошлое". Лейтмотив как бы древних масок, оказывающихся на деле случайно найденными предметами, живописи, масштабной росписи на стене – орнаменты, отсылающие к первобытному искусству и наскальной живописи, перекликается и со второй выставкой - "Глоботипами" Алексея Политова и Марины Беловой. Российский дуэт любит пещерное искусство и маски не меньше: те, что на выставке, созданы по мотивам татуировок майя и маори, а аккомпанирует им инсталляция из металлических иконок, где в наскальных рисунках мелькают символы, они же идолы, современной массовой культуры. Подсветив их так, чтобы на стену ложилась тень, авторы рекомендуют вспомнить о платоновском "Мифе о пещере", сравнивающем людей с узниками, которые видят не реальность, а ее призрачную тень: здесь в роли "тени" реклама, глянец и культ потребления.
В галерее "Триумф" с 22 марта по 7 апреля
9. На этой неделе открылась выставка номинантов на "Инновацию - 2012" - государственную премию в области современного искусства. В участниках – Аня Желудь и ее "благотворительная" выставка в Гридчинхолле (разобрав свои старые инсталляции на части, художница сдала их в арт-центр), Арсений Жиляев с "Музеем пролетарской культуры. Индустриализация богемы", группа ПРОВМЫЗА с театральной постановкой "Марево", Леонид Тишков с проектом для Уральской индустриальной биеннале. Работы представлены, по большей части, либо видео- и фотодокуменатацией, либо фрагментами, а не вживую (зал ГЦСИ - все-таки не булгаковская квартира на Садовой, а среди претендентов - "крупногабаритные" проекты). Помимо "Произведения визуального искусства" премия вручается в категориях "Кураторский проект", "Теория, критика, искусствознание", "Региональный проект современного искусства" и "Новая генерация".
В Государственном музее современного искусства с 22 марта по 5 мая
10. В Центральном доме архитектора открылся фестиваль NORDIC WOOD, центральное событие которого – фотовыставка – посвящено работам победителей и номинантов премий в области деревянной архитектуры из Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Эстонии, Латвии и России за несколько последних лет. Дерево – особенный материал, когда-то уступивший позиции камню с железобетоном, но в последнее время все активнее входящий в городское пространство: его новому "звучанию" и посвящен фестиваль.
В Центральном доме архитектора с 15 по 27 марта
11. В Бахрушинском музее показывают юбилейную выставку "Борис Мессерер. Линия судьбы". Мессерер – художник – легенда, в 1960 – 70-е определявший новый визуальный язык театра, работавший с "Современником", Большим, МХАТом, Театром Сатиры, создавший сценографию для более ста пятидесяти оперных, балетных, драматических спектаклей. Среди экспонатов выставки - эскизы декораций и костюмов, макеты к спектаклям "Подпоручик Киже" С.Прокофьева и "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в Большом театре, "Клоп" Д.Шостаковича для ленинградского ансамбля "Хореографические миниатюры", "Самоубийца" Н.Эрдмана в Театре Сатиры, "Принц и нищий" по М.Твену, "Борис Годунов" А.Пушкина, "Привидения" Г.Ибсена в МХАТе и многим другим.
В Театральном музее имени Бахрушина с 15 марта по 14 апреля
Также идут
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней >> В ЦВЗ "Манеж до 12 мая
Красота в XXI веке (Женщины мечты/Мужчины мечты) >> В ЦВЗ "Манеж до 3 апреля
Dior Couture. Патрик Демаршелье >> В ЦВЗ "Манеж до 3 апреля
Утопические союзы (арт-группа "Фабрика найденных одежд") >> В ММСИ на Тверском бульваре с 5 марта по 7 апреля
Детский костюм XVIII – начала XX века >> В Государственном историческом музее до 8 апреля
Лев Бакст. Открытие материи >> В галерее "Наши художники" до 15 апреля
Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего >> В ГМИИ имени Пушкина до 26 мая
Это Париж! Модернизм в фотографии >> В Мультимедиа Арт Музее до 19 мая
Август Зандер. Портрет. Пейзаж. Архитектура >> В Мультимедиа Арт Музее до 7 апреля
Джонатан Мезе. Erz General Red Parsifal >> В галерее Red October до 10 апреля
Джонатан Мезе. Tropical Alaska Kid Der Molokobefehl >> В галерее Риджина до 31 марта
Яков Рюмкин. Живите, пожалуйста! >> В Центре фотографии имени братьев Люмьер до 7 апреля
Лучшие фотографии России >> На Винзаводе до 24 марта