МОСКВА, 19 фев — РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего" откроется в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина в среду — в Отделе личных коллекций представлены древности, которые из-за условий их экспонирования в следующий раз можно будет увидеть, в лучшем случае, через три года.
Директор музея Ирина Антонова на вернисаже во вторник рассказала, что проект открывает показ этого искусства в ГМИИ, и не исключила, что в дальнейшем удастся представить часть коллекции Ага-хана IV и посотрудничать с Эрмитажем, где, как известно, хранится самая масштабная государственная коллекция произведений исламского искусства.
В состав довольно камерной, но представительной выставки включены принадлежащие Фонду Марждани предметы. Эксперты, как отметил завсектором Византии и Ближнего Востока отдела Востока Эрмитажа Антон Притула, относят коллекцию ко второму после Эрмитажа собранию исламского искусства в стране — по ее разносторонности, уровню и качеству экспонатов.
Число экспонатов, 99, не случайно — оно соответствует числу имен бога, перечисляемых мусульманами в молитвах.
Экспозиция поделена на три раздела, в соответствии с основными историческими эпохами — от появления ислама до монгольского шествия, времени Чингисидов и постмонгольского периода.
В первой части выставки представлены произведения из коренных областей исламского мира — Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии.
Показ открывают пергаментные листы корана с золотом IX века из Северной Африки или Ближнего Востока, керамические чаши с изображениями людей и животных, с росписью по глазурованной керамике, стеклянные резные изделия, а также блюда из металла. Одним из наиболее примечательных экспонатов в этом разделе считается сирийская чаша X — начала XI веков, один из четырех в мире почти целых двухслойных сосудов, дошедших до нашего времени.
Во втором разделе можно увидеть искусство ислама от Китая до степей Восточной Европы. Хотя монголы времени Чингисхана и не были мусульманами, но в итоге три из четырех монгольских династий, поделивших между собой империю, приняли ислам.
Заключительный раздел проекта демонстрирует произведения дворцовых мастерских более поздних правителей — Мамлюков, Османов, Тимуридов, Шейбанидов, Сефевидов и Каджаров. Наиболее широко здесь представлены рукописи, миниатюры, текстиль — предметы, хорошо известные в мире как символы мусульманского искусства. Здесь наиболее ценными считаются созданные в Иране в XV веке 11 листов из рукописи Корана, потому что этот манускрипт является единственным известным списком с изображениями живых существ.
Все эти предметы приобретались фондом Марджани, в том числе на тематических торгах крупнейших международных домов Sothеby's и Christie's, и всегда исследовались специалистами из разных стран, которые подтверждали их датировку и аутентичность. Рассматривая рукописи, посуду и курительницы IX-XI веков, сложно поверить, что этим экспонатам не одна сотня лет — настолько хорошо они сохранились и современно выглядят.
"Сейчас на рынке проходит множество вещей, но частные коллекционеры покупают то, что находится в более или менее хорошей сохранности и хорошо смотрится. Если это музей, то любую подлинную вещь с хорошим происхождением охотно там покупают, а частный коллекционер вряд ли станет платить свои деньги за маленький кусочек чего-то или будет, но если сочтет, что это очень важная вещь для его собрания", — объяснил Притула.
Эксперт отметил, что, зачастую, на фактор сохранности влияет нахождение вещи в благоприятных условиях в земле, а также ее культовый статус.
В самом фонде, который существует с 2006 года, рассказывают, что готовили проект несколько лет — и теперь показывают все лучшее из собрания, в том числе и древние миниатюры, которые после трех месяцев экспонирования придется отправить на трехлетний отдых.