Рейтинг@Mail.ru
Древнее исламское искусство экспонировали в ГМИИ им. Пушкина - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Древнее исламское искусство экспонировали в ГМИИ им. Пушкина

© Фото : предоставлено ГМИИ имени ПушкинаМиниатюра "Спор философов". Иран, Шираз, 1560-е гг. Лист из рукописи Низами Гянджеви "Хамсе"
Миниатюра Спор философов. Иран, Шираз, 1560-е гг. Лист из рукописи Низами Гянджеви Хамсе
Читать ria.ru в
Эксперты относят коллекцию ко второму после Эрмитажа собранию исламского искусства в стране - по ее разносторонности, уровню и качеству экспонатов.

МОСКВА, 19 фев — РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего" откроется в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина в среду — в Отделе личных коллекций представлены древности, которые из-за условий их экспонирования в следующий раз можно будет увидеть, в лучшем случае, через три года.

Директор музея Ирина Антонова на вернисаже во вторник рассказала, что проект открывает показ этого искусства в ГМИИ, и не исключила, что в дальнейшем удастся представить часть коллекции Ага-хана IV и посотрудничать с Эрмитажем, где, как известно, хранится самая масштабная государственная коллекция произведений исламского искусства.

© Фото : предоставлено ГМИИ имени ПушкинаЧаша. Мавераннахр, Бинкат (Ташкент), 10 в. Глина, обжиг, роспись по белому ангобу, процарапывание, прозрачная глазурь
Чаша. Мавераннахр, Бинкат (Ташкент), 10 в.  Глина, обжиг, роспись по белому ангобу, процарапывание, прозрачная глазурь

В состав довольно камерной, но представительной выставки включены принадлежащие Фонду Марждани предметы. Эксперты, как отметил завсектором Византии и Ближнего Востока отдела Востока Эрмитажа Антон Притула, относят коллекцию ко второму после Эрмитажа собранию исламского искусства в стране — по ее разносторонности, уровню и качеству экспонатов.

Число экспонатов, 99, не случайно — оно соответствует числу имен бога, перечисляемых мусульманами в молитвах.

Экспозиция поделена на три раздела, в соответствии с основными историческими эпохами — от появления ислама до монгольского шествия, времени Чингисидов и постмонгольского периода.

В первой части выставки представлены произведения из коренных областей исламского мира — Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии.

Показ открывают пергаментные листы корана с золотом IX века из Северной Африки или Ближнего Востока, керамические чаши с изображениями людей и животных, с росписью по глазурованной керамике, стеклянные резные изделия, а также блюда из металла. Одним из наиболее примечательных экспонатов в этом разделе считается сирийская чаша X — начала XI веков, один из четырех в мире почти целых двухслойных сосудов, дошедших до нашего времени.

Во втором разделе можно увидеть искусство ислама от Китая до степей Восточной Европы. Хотя монголы времени Чингисхана и не были мусульманами, но в итоге три из четырех монгольских династий, поделивших между собой империю, приняли ислам.

Заключительный раздел проекта демонстрирует произведения дворцовых мастерских более поздних правителей — Мамлюков, Османов, Тимуридов, Шейбанидов, Сефевидов и Каджаров. Наиболее широко здесь представлены рукописи, миниатюры, текстиль — предметы, хорошо известные в мире как символы мусульманского искусства. Здесь наиболее ценными считаются созданные в Иране в XV веке 11 листов из рукописи Корана, потому что этот манускрипт является единственным известным списком с изображениями живых существ.

© Фото : предоставлено ГМИИ имени ПушкинаКурильница. Иран. Вторая половина 11 в. Бронза (латунь), литьё, резьба
Курильница. Иран. Вторая половина 11 в.  Бронза (латунь), литьё, резьба

Все эти предметы приобретались фондом Марджани, в том числе на тематических торгах крупнейших международных домов Sothеby's и Christie's, и всегда исследовались специалистами из разных стран, которые подтверждали их датировку и аутентичность. Рассматривая рукописи, посуду и курительницы IX-XI веков, сложно поверить, что этим экспонатам не одна сотня лет — настолько хорошо они сохранились и современно выглядят.

"Сейчас на рынке проходит множество вещей, но частные коллекционеры покупают то, что находится в более или менее хорошей сохранности и хорошо смотрится. Если это музей, то любую подлинную вещь с хорошим происхождением охотно там покупают, а частный коллекционер вряд ли станет платить свои деньги за маленький кусочек чего-то или будет, но если сочтет, что это очень важная вещь для его собрания", — объяснил Притула.

Эксперт отметил, что, зачастую, на фактор сохранности влияет нахождение вещи в благоприятных условиях в земле, а также ее культовый статус.

В самом фонде, который существует с 2006 года, рассказывают, что готовили проект несколько лет — и теперь показывают все лучшее из собрания, в том числе и древние миниатюры, которые после трех месяцев экспонирования придется отправить на трехлетний отдых.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала