120 лет назад 18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета "Щелкунчик" на музыку Петра Ильича Чайковского.
В наше время балет "Щелкунчик" есть в репертуаре практически всех театров, и многие традиционно стараются приурочить спектакли к Новому году. Билеты на "Щелкунчик" стали, без преувеличения, традиционным новогодним подарком в среде любителей классического искусства.
Сюжет сказки (и балета) известен практически каждому: кукольник Дроссельмейер дарит своей крестнице игрушку Щелкунчика, который оказывается заколдованным принцем, разрушить проклятье девочка может, только если поможет Щелкунчику победить Мышиного короля. Вариаций и интерпретаций сказки сейчас великое множество - балет в свое время представляли на сцене и как детскую сказку, и как философско-мистическое действо, а количество экранизаций - и мультипликационных, и кино - уже не сосчитать. Объединяет же их все чаще всего именно музыка Чайковского - без "Вальса цветов" или "Танца феи Драже" представить сказку о Щелкунчике уже не может никто.
Кстати, знаменитая вариация в танце феи Драже написана Чайковским, так сказать, по мотивам идеи Петипа, который предложил композитору написать для этого танца музыку, во время которой "надо, чтобы было слышно падение капель воды в фонтанах", и Чайковский использовал эту мысль.
В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет, основой для которого он выбрал сказку Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" из сборника "Серапионовы братья". С 1819 по 1821 годы этот сборник произведений Гофмана издавался в виде четырехтомника и стал своего рода "культовым изданием", достаточно вспомнить, что название сборника стало и названием литературного кружка, объединившего в свое время Зощенко, Каверина, Чуковского, Гумилева и многих других.
Что же касается самой сказки, то Чайковским был использован пересказ Дюма-отца под названием "История Щелкунчика". Чайковский, по свидетельству его брата Модеста, сам сначала "письменно изложил сюжет "Щелкунчика" со слов Всеволожского" и только затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа".
Работу композитор прерывал весной 1891 года, когда ездил в США на торжественное открытие Карнеги-холла и закончил балет к январю-февралю 1892 года, а в марте того же года в рамках одного из симфонических концертов Русского музыкального общества был исполнен фрагмент из произведения.
![](http://weekend.ria.ru/images/79016/68/790166851.jpg)
После смерти дочери Петипа был в депрессии, и постановку балета по его указаниям осуществил второй балетмейстер Мариинского театра - Лев Иванов. В первоначальном варианте героиня балета именовалась Кларой, позже ее стали называть Машей (в версии Дюма, девочку называли Мари). Партию Клары в первой постановке "Щелкунчика" исполнила балерина Станислава Белинская, партию Фрица - Василий Стуколкин, Щелкунчика - Сергей Легат, феи Драже - Антониетта Дель-Эра, принца Коклюша - Павел Гердт, Дроссельмейера - Тимофей Стуколкин. Музыка звучала под управлением итальянского дирижера Риккардо Дриго.
![](http://weekend.ria.ru/images/79016/74/790167461.jpg)
Первая балетная постановка успешно просуществовала на сцене около 30 лет. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Федором Лопуховым, который в 1929 году также создал новую хореографическую версию.
Еще одна версия постановки была предпринята балетмейстером Василием Вайноненем в 1934 году там же на сцене Мариинского театра (в то время носившего название Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова). В спектакле была использована новая техника классического танца, которой не было во времена Чайковского и Петипа. В балете присутствовали фантастические фокусы, яркие куклы и горящая праздничными огнями елка, созданная художником Владимиром Дмитриевым. Партию Маши исполнила Галина Уланова, партию Щелкунчика Принца — Константин Сергеев, за дирижерским пультом был маэстро Евгений Мравинский.
Позже постановка была перенесена на сцены многих театров. В 1939 году "Щелкунчик" Вайнонена был поставлен в Большом театре в Москве, где до этого времени ставились одноименные балеты в редакции хореографов Александра Горского в 1919 году и Льва Иванова в 1932 году.
12 марта 1966 года в Большом театре состоялась премьера балета "Щелкунчик" в постановке хореографа Юрия Григоровича. Балетмейстер совместно с художником Симоном Вирсаладзе смог превратить "Щелкунчика" из детской сказки в философские раздумья о недостижимости идеального счастья, его балет стал классикой ХХ века.
В конце 2012 года - начале 2013 года зрители также могут увидеть "Щелкунчик" в Большом театре в постановке Юрия Григоровича, Мариинском театре - в редакции Василия Вайнонена.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
![](http://weekend.ria.ru/images/79020/40/790204005.jpg)
Чайковский. Танец Феи Драже из балета "Щелкунчик". Запись 1987 года
Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик". Запись 1987 года
Предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"