Рейтинг@Mail.ru
Fringe: от стихийного представления до театрального фестиваля - РИА Новости, 26.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Fringe: от стихийного представления до театрального фестиваля

© Фото : Глеб КузнецовИ праздник для сидящих снизу
И праздник для сидящих снизу
Читать ria.ru в
Дзен
11 месяцев в году Эдинбург живет размеренной и спокойной жизнью. Но с наступлением августа все меняется. В столице Шотландии каждый год проходит крупнейший в мире фестиваль искусств - Эдинбургский Fringe. И каждый год тысячи исполнителей играют спектакли на любой вкус на многочисленных площадках, "разбросанных" по всему городу. И признанные звезды, и начинающие артисты работают бок о бок – фестиваль открыт для всех желающих и представляет, кажется, все возможные художественные жанры. Драматический театр, стэнд-ап выступления, танец, акробатические и музыкальные номера, мюзиклы и оперы соседствуют с выставками, уличными представлениями и арт-перформансами. В этом году Fringe открывается 3 августа и продлится почти до самого конца лета – закрытие фестиваля состоится 27 августа.

11 месяцев в году Эдинбург живет размеренной и спокойной жизнью. Но с наступлением августа все меняется. В столице Шотландии каждый год проходит крупнейший в мире фестиваль искусств - Эдинбургский Fringe. И каждый год тысячи исполнителей играют спектакли на любой вкус на многочисленных площадках, "разбросанных" по всему городу. И признанные звезды, и начинающие артисты работают бок о бок – фестиваль открыт для всех желающих и представляет, кажется, все возможные художественные жанры. Драматический театр, стэнд-ап выступления, танец, акробатические и музыкальные номера, мюзиклы и оперы соседствуют с выставками, уличными представлениями и арт-перформансами. В этом году Fringe открывается 3 августа и продлится почти до самого конца лета – закрытие фестиваля состоится 27 августа.

Как все начиналось

Несмотря на то, что в настоящее время Эдинбургский Fringe является вполне самостоятельным культурным явлением, фестивалем с собственной программой, условиями участия и правилами проведения, он остается неотъемлемой частью Эдинбургского международного фестиваля искусств. Помимо Fringe в Эдинбурге проходят кинопоказы, книжные выставки, выступления джазовых и военных оркестров.

История Эдинбургского фестиваля, как принято считать, началась в 1947 году. Хотя различные культурные мероприятия, преимущественно музыкальные, проводились в шотландской столице еще в XIX веке. Но именно после Второй мировой войны в 1946 году, на волне всеобщего стремления к возрождению и обогащению культурной жизни, у куратора оперного фестиваля Глендборн Рудольфа Бинга родилась идея организации нового фестиваля искусств. Эдинбург как место проведения был выбран не случайно: на тот момент в городе располагался Британский Совет – организация, созданная как раз для установления международных отношений через образовательный и культурный обмен. Таким образом, заручившись поддержкой Совета, властей города и состоятельных граждан, Рудольф Бинг возглавил оргкомитет будущего фестиваля и занялся подготовкой к открытию, которая заняла больше года. Первый Эдинбургский международный фестиваль открылся в 1947 году и длился три недели: с 24 августа по 13 сентября.

В отличие от санкционированного и спланированного Эдинбургского фестиваля Fringe, ведущий свою историю с того же 47-ого года, возник неожиданно и даже в какой-то степени стихийно. Восемь театральных коллективов без всякого приглашения прибыли в Эдинбург для того, чтобы выступить на новом арт-фестивале. Тот факт, что спектакли не были внесены в официальную программу, не остановил исполнителей – они просто сыграли свои представления, не спрашивая разрешения. А свое название, которое прижилось и сохранилось до наших дней, Fringe (в переводе с англ. – "край, обочина") получил на второй год проведения, в 1948-м. Тогда посетивший фестиваль шотландский журналист и драматург Роберт Кэмп был впечатлен именно этой неофициальной частью программы: "Все больше независимых театральных  деятелей собирается на "обочине" официальной программы Фестиваля… Думаю, что это может удержать некоторых из нас от скорого возращения домой!"

С каждым годом движение Fringe разрасталось и крепло, и в 1959 было создано "Общество фестиваля Fringe", которое и по сей день отвечает за проведение мероприятия. Несмотря на то, что в настоящее время Общество официально организует выступления артистов, предоставляет участникам всю необходимую информацию, публикует программу и занимается продажей билетов, основной принцип его существования пропитан тем самым духом, который привел театральные труппы в Эдинбург в 1947 году. И тогда, и сейчас оргкомитет не принимает никакого участия в формировании программы Fringe. Политика фестиваля заключается в том, что принять в нем участие может каждый желающий и для каждого выступления найдется место.

"Кто, где, когда" фестиваля Fringe

Говоря о Fringe, невозможно не упомянуть одну из главных отличительных черт фестиваля, а именно количество и "качество" площадок для выступлений артистов. В последние годы их набирается около 300, и выступления проходят не только в специально предназначенных для этого местах, вроде театра Траверс, но и в самых неожиданных: университетских общежитиях и аудиториях, школах, церковных помещениях, на парковках и в общественных туалетах. Некоторые жители даже предоставляют актерам собственные квартиры. Весь город превращается в одну большую сцену, и наблюдать за происходящим можно не только из зрительного зала, но и сидя за столиком в кафе, стоя на балконе своего дома или же просто проходя по одной из улиц Эдинбурга. Именно таким вспоминает Fringe британский актер, писатель и телеведущий Стивен Фрай, который участвовал в фестивале в начале 80-х годов во время учебы в Кэмбридже:  "… мы были Fringe, мы были словно гигантский грибковый организм, который разбрасывал свои споры по всему Эдинбургу, в жилых помещениях, в сараях, хижинах, на складах и причалах, в каждой церкви и в любом пространстве, способном вместить фокусника-панка и пару стульев".

К слову о фокусниках-панках – количество и разнообразие жанров, в которых выступают участники фестиваля, ничуть не уступает количеству и разнообразию площадок для этих выступлений. Сначала была, конечно же, классическая драма – именно этот жанр господствовал на фестивале в момент его возникновения в конце 40-х. Например, именно на Fringe в 1966 году состоялась театральная премьера пьесы британского драматурга Тома Стоппарада "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" в исполнении труппы Оксфордского университета. Помимо групп актеров, будь то профессиональные театральные объединения вроде London Club Theatre Group и шотландского Communicado или же любительские университетские кружки, как Кэмбриджийская "Рампа" или труппа Оксфорда, на Fringe съезжаются и артисты-одиночки.

Комедийные постановки занимают главенствующее место в фестивальной программе наряду с драматическими представлениями. Скетч-шоу и стэнд-ап выступления – именно с этого начинали карьеру многие британские телевизионные, театральные и кинозвезды. В 1960 году Алан Беннетт, Дадли Мур, Питер Кук и Джонатан Миллер сыграли свой спектакль "За гранью" (Beyond the Fringe), ставший культовым и положивший начало целой эре сатирических шоу совершенно нового качества, таких как более поздний "Летающий цирк" Монти Пайтон.

Журналист Николас Леонард, присутствовавший на представлении, вспоминает: "С момента поднятия занавеса стало понятно, что происходящее на сцене далеко от привычных музыкальных номеров и скетч-шоу. На сцене появлялся Дадли Мур и начинал исполнять национальный гимн на фортепьяно. Публика послушно поднималась со своих мест в знак уважения к королеве. В это момент появлялся Питер Кук с вопросом: "Что это за парень играет "Боже, храни Королеву?". На что Джонатан Миллер тут же отвечал: "Не знаю, но точно не англичанин. Гимн он играет сидя".

"За гранью" имело такой гигантский успех, что весь следующий год специально подготовленная, расширенная,  версия шоу шла на подмостках лондонского Вест-Энда. А еще год спустя переместилось на Бродвей, где "За гранью" посмотрел даже Джон Кеннеди.

Прямые последователи Беннетта, Кука, Мура и Дадли – комик-группа Монти Пайтон – также начали свой путь на подмостках Fringe. В 60-х на тот момент студенты Оксфорда Майкл Пэйлин и Терри Джонс не однократно участвовали в фестивале, где и познакомились с будущими "пайтонами" Эриком Айдлом, Джоном Клизом и Грэмом Чепменом, которые в свою очередь входили в состав кэмбриджийской "Рампы".

В Эдинбурге, по большому счету, началась и история одного из самых легендарных комедийных дуэтов Британии – Стивена Фрая и Хью Лори. В течение всего времени обучения в университете Фрай и Лори вместе с коллегами по все той же "Рампе" - среди которых была и актриса Эмма Томпсон - были постоянными участниками Fringe. А пьеса, написанная Стивеном Фраем и сыгранная на фестивале, выиграла первый приз Fringe.

Среди артистов-одиночек, начинавших карьеру на территории Эдинбургского фестиваля, стоит вспомнить будущего мистера Бина - Роуэна Аткинсона. Его сольные выступления на Fringe были невероятно популярны, билеты раскупали мгновенно, так что приходилось устраивать дополнительные показы. В своей автобиографии Стивен Фрай говорит о том, как впервые увидел шоу Аткинсона: "Я вышел из зала спустя два часа, пошатываясь, почти не чувствуя ног… Возможно, вам посчастливилось видеть Роуэна Аткинсона на сцене… Это совершенно непередаваемый тип радости от встречи с невероятным талантом, когда совершенно этой встречи не ждешь".

В 1986 году ныне известный телеведущий Крэйг Фергюсон выступил на Fringe в роли Бинг-Гитлера (Bing Hitler) в спектакле "Шотландец" (Scotsman) – "пародии на сверх-патриотичных исполнителей народных песен, без которых не обходилось ни одно публичное мероприятие в Шотландии".

В 2008 году организаторы театрального фестиваля "Золотая Маска" придумали и осуществили проект под названием "Эдинбургский Фриндж в Москве". В Программу вошли три британских спектакля, сыгранных на Fringe в 2007 году. "Предлагаемые обстоятельства" - постановка в жанре "divised theatre", когда актеры на сцене разыгрывают множество этюдов, сами создают предлагаемые обстоятельства, так что создается впечатление, как ни парадоксально это звучит, хорошо отрепетированной импровизации. Помимо этого, в Москве можно было посмотреть спектакль "Дамаск" знаменитого эдинбургского театра "Траверс", который из года в год является одной из центральных площадок фестиваля. В рамках "Фринджа в Москве" проходили читки пьес драматурга Марка Равенхилла, а специальная часть программы состояла из нескольких российских спектаклей, в разные годы принимавших участие в Эдинбургском Fringe.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала