МОСКВА, 28 окт — РИА Новости. Возможное участие Ирана в международных переговорах о будущем Сирии в Вене позитивно, но Тегеран будет настаивать на своем, считает доцент Высшей школы экономики Сергей Демиденко. В свою очередь ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Иваненко заявил РИА Новости, что участие Ирана в переговорах важно, а ситуация на них может пойти по российскому сценарию, так как Москва и Тегеран имеют близкую позицию по Сирии.
Во вторник агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на администрацию США сообщило, что Иран впервые пригласили к международным переговорам о будущем Сирии, которые пройдут в Вене в четверг. По словам представителя госдепа США Джона Кирби, Иран может быть "ключевым партнером" по урегулированию ситуации в Сирии, однако приглашение иранской стороне на переговоры по Сирии еще не отправлено, но это планируется сделать в ближайшее время.
В среду иранский дипломатический источник в австрийской столице сообщил РИА Новости, что Иран еще не принял решение об участии в возможной встрече в Вене по урегулированию ситуации в Сирии, добавив, что "о любом развитии по данному вопросу будет объявлено в свое время".
Важность участия Ирана
По мнению востоковеда, доцента Высшей школы экономики Демиденко, в настоящий момент в Сирии настолько сложная ситуация, "что любые переговоры вряд ли продвинут сложившуюся ситуацию в каком-то позитивном направлении", и даже с участием Ирана, хотя "это, безусловно, является важным моментом, вряд ли можно будет о чем бы то ни было договориться".
"В общем, какой-то переговорный процесс по Сирии без участия Ирана не представляется интересным", — сказал в свою очередь Иваненко.
По словам эксперта, если брать сирийскую проблему в целом, которая фокусируется на противодействии группировке "Исламское государство", следует отметить, что ИГ создавалась для противодействия Ирану. Иваненко подчеркнул, что Иран активно задействован во всех мероприятиях, которые направлены на борьбу с "Исламским государством".
Позиция Тегерана
По мнению Демиденко, ситуация в Сирии в настоящий момент сложная, при этом Иран заинтересован в ее разрешении, но на переговорах будет продвигать свою позицию.
"Проблема сейчас заключается в том, что настолько сложная обстановка военная и этно-конфессиональная в Сирии, что этот узел надо развязывать достаточно долго. Участие Ирана это, конечно, очень правильно и позитивно, но Иран тоже имеет свои взгляды на то, как должна развиваться ситуация в Сирии. И Иран в общем-то, конечно, заинтересован, чтобы ситуация каким бы то образом разрешилась, но он будет гнуть свою линию", — отмечает эксперт.
По словам Иваненко, сирийское направление крайне важно для Ирана со многих точек зрения, в том числе со стратегической. "Поэтому, конечно, для Ирана противодействие ИГИЛ в данном случае носит первостепенное значение, и он (Иран) будет эту позицию отстаивать именно в том виде, в каком это происходит сейчас", — подчеркнул собеседник агентства.
При этом Иваненко также отметил, что в процессе по урегулированию сирийского кризиса задействованы оба сценария: и западный, и российский. По его мнению, переговоры могут пойти по российскому сценарию.
"В силу близости позиций России и Ирана по сирийскому вопросу, конечно, предположительно, ситуация может пойти скорее по российскому сценарию", — сказал эксперт. Он также подчеркнул, что в отличие от западных стран, у России и Ирана "абсолютно четкая позиция" по Сирии.
По мнению доцента Высшей школы экономики Демиденко, Тегеран в настоящий момент использует ситуацию вокруг Сирии, чтобы вновь стать полноценным членом мирового сообщества.
"Главное для Ирана — он постепенно выходит из изоляции, и он активно использует сложившуюся ситуацию и вокруг Сирии, и вокруг ИГИЛ для того, чтобы вернуться как полноправный член мирового сообщества. И эту ситуацию он начал раскручивать достаточно активно с конца 2014 года. Именно тогда впервые американцы вступили практически в прямой диалог с Ираном, (президент США Барак) Обама и (Верховный лидер Ирана аятолла Али) Хаменеи впервые обменялись письмами. Даже поприсутствовать для них будет очень важно, а главное, что с ними будут разговаривать", — добавил Демиденко.
На совещании по Сирии в Вене в минувшую пятницу главы МИД России, США, Турции и Саудовской Аравии договорились провести в конце октября новую встречу. Ранее глава российского МИД Сергей Лавров заявил о необходимости подключения к "венскому кругу" поддержки сирийского урегулирования (Россия, США, Турция, Саудовская Аравия) таких стран, как Египет, Иран, Катар, ОАЭ и Иордания.
В Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт, в результате которого, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются боевики экстремистских группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".