ЛАТАКИЯ (Сирия), 21 окт — РИА Новости. Никогда не фотографироваться перед вылетом и обязательно обойти по кругу самолет — таковы обязательные ритуалы, которые выполняют перед вылетом российские летчики, участвующие в операции российских ВКС против террористической группировки "Исламское государство" в Сирии, рассказали журналистам сами пилоты.
Операция ВКС РФ в Сирии, целью которой является поддержка сухопутной операции правительственных войск САР и поражение инфраструктуры ИГ, продолжается уже 20 дней. За это время российские боевые самолеты нанесли порядка 750 авиаударов по позициям боевиков.
Только "проверенные" вещи
"Например, мы не надеваем на серьезный вылет новые вещи — только старые, проверенные. Ботинки должны научиться летать", — говорит пилот.
Еще одна примета — не фотографироваться перед вылетом, "чтобы последнюю фотографию не поставили на памятник", рассказывают летчики. Именно поэтому с сирийской авиабазы "Хмеймим" практически нет фотографий пилотов.
Ни одного эксцесса благодаря "поглаживанию"
На профессиональном сленге летчики называют этот процесс "поглаживание" — со стороны он смотрится трогательно, как будто пилот просит свою "железную лошадку" его не подвести.
Техническое обслуживание самолета действительно впечатляет — это очень сложный процесс, и занимается им целая команда профессионалов. Один инженер осматривает шасси, причем сначала их надо из шланга облить водой, чтобы они остыли — от торможения колеса сильно разогреваются, тем более что на аэродроме "Хмеймим" сейчас стоит 30-градусная жара. Радиоэлектронщики подключают к электронным устройствам самолета специальные сканеры и сравнивают их показатели с таблицами неисправности. Если у самолета обнаружены какие-то неполадки, его отгоняют в отдельный ангар — техническую эксплуатационную часть. Если все в порядке, машина заправляется, в нее вливаются свежие технические жидкости — и она готова к новому полету. Летчикам осталось только получить координаты новой цели — будь то бункер исламистов или цех по производству поясов шахидов.
"Несмотря на высокую интенсивность полетов и высокую температуру воздуха, сбоев или так называемых проявлений человеческого фактора, на аэродроме не было", — заверил журналистов представитель Воздушно-космических сил РФ полковник Игорь Климов.
Надувной плот на всякий случай
На случай непредвиденных ситуаций самолеты снабжены так называемым носимым аварийным запасом (НАЗ), необходимым для выживания в случае падения самолета на вражеской или безлюдной территории.
В комплект НАЗ, который весит около 12 килограммов, вошли даже радиостанция "Комар" и надувной одноместный плот — ведь боевые действия в Сирии ведутся рядом с побережьем Средиземного моря. Продовольственная группа НАЗ включает сухое горючее, плоский бачок с 1,5 литра воды, сахар или карамель и соль. Медицинская группа — йод, бинт, обезболивающее, перевязочные материалы. Также в НАЗ включены сигнальные патроны, нож-мачете и даже зеркало — для подачи сигнала, в случае если все сигнальные патроны отстреляли и радиостанция разрядилась.
Пустую коробку, в которой содержится НАЗ, можно использовать как сковороду для разогрева пищи.
Как пояснили журналистам техники, НАЗ обычно находится под сиденьем внутри катапультного кресла. При катапультировании НАЗ срабатывает, в частности, первым включается радиомаяк — он должен сообщить на базу, где находится пилот. Затем срабатывает плот.
"Вылет может быть долгий, поэтому у нас считается, что нельзя лететь на пустой желудок", — добавляет пилот. Кормят летчиков в общей столовой, питание трехразовое. В основном это обычная, привычная пища — суп или борщ, котлета с гречкой или макаронами. Чтобы немного разнообразить свое питание и купить, например, шоколад или пряники, можно заглянуть в вагончик "Военторга" — один из них "припаркован" прямо около самолетов. Торгуют только за рубли.