МОСКВА, 10 фев — РИА Новости. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина внесла в Госдуму законопроект, регулирующий работу рейтинговых агентств в России, следует из базы данных нижней палаты парламента.
Документ был зарегистрирован в базе данных Госдумы в понедельник, а текст законопроекта опубликован во вторник.
Международные рейтинговые агентства из "большой тройки" — Fitch, Moody's и Standard & Poors — в январе понизили рейтинги РФ, в том числе S&P — до спекулятивного уровня "ВВ+". Рейтинг инвестиционной категории, в отличие от спекулятивной ("мусорной"), означает, что бумаги эмитента считаются надежными с точки зрения возврата инвесторам вложенных средств.
Власти РФ назвали действия рейтинговых агентств необоснованными и политически ангажированными. Российские чиновники и экономисты и ранее неоднократно отмечали, что России нужно перестать ориентироваться на действия рейтинговых агентств "большой тройки".
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Законопроект вводит ряд основных понятий, таких как кредитный рейтинг, кредитоспособность, национальная рейтинговая шкала, рейтинговый аналитик, группа рейтинговых агентств и др.
Рейтинговыми агентствами признаются юридические лица, ведущие соответствующую деятельность. Законопроект определяет порядок аккредитации рейтинговых агентств.
Российские юрлица, а также иностранные компании, имеющие в России обособленные подразделения, к моменту подачи заявления на аккредитацию должны осуществлять рейтинговую деятельность в РФ как минимум два года. Для иностранных юрлиц также установлено, что они могут быть аккредитованы на срок не более двух лет, а по истечении этого срока должны заново подавать заявление об аккредитации.
Законопроект определяет, что аккредитацией рейтинговых агентств занимается ЦБ РФ. В полномочия Банка России также входит ведение реестра рейтинговых агентств, проведение проверок, направление предписаний и применение иных мер воздействия.
Законопроект не запрещает работать в России неаккредитованным рейтинговым агентствам. Однако в регулятивных целях (т.е. в случаях ссылок на кредитные рейтинги в законодательстве РФ) могут использоваться только рейтинги, присвоенные аккредитованными рейтинговыми агентствами, отмечается в пояснительной записке.
Документ также устанавливает требования к рейтинговым аналитикам, сотрудникам и другим лицам. В частности, аналитики обязаны иметь необходимые знания и профессиональный опыт; не должны принимать подарки, в том числе деньги, от субъекта рейтинга и других лиц, с которыми агентство "имеет деловые отношения".
Банк России вправе установить дополнительные требования и ограничения к рейтинговым аналитикам.
ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ
Аккредитованные рейтинговые агентства наделяются правом применять как международную, так и национальную рейтинговую шкалу.
При этом аккредитованные агентства не вправе отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать присвоенные на основании и в связи с решениями властей иностранных государств и иных международных публично-правовых образований.
"Такой подход направлен на укрепление независимости финансовой системы РФ от односторонних, политически мотивированных решений иностранных государств, сохраняя выгоды ее интеграции в международную финансовую архитектуру", — поясняет Бурыкина в документе.
Для рейтинговых агентств устанавливаются единые правила деятельности, включая требования к независимости, предотвращению конфликта интересов, прозрачности, раскрытию информации о своей деятельности.
"В результате введения унифицированных требований к деятельности рейтинговых агентств должно быть нивелировано сложившееся за последние годы разделение рейтинговых агентств на международные и национальные", — говорится в пояснительной записке к документу.