Отношения России и Запада осложнились в 2014 году из-за ситуации на Украине. В конце июля 2014 года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики.
В ответ РФ с 7 августа 2014 года ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции. Президент России Владимир Путин 6 августа подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". В соответствующий список попали говядина, свинина, птица, сыры и молочная продукция, фрукты, орехи и другие продукты. Правительством РФ был утвержден Перечень запрещенных к ввозу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.
Позднее из списка были исключены товары, которые по той или иной причине России трудно заместить: семенной материал, мальки лосося атлантического и форели (смолт), биологически активные добавки, витаминно-минеральные комплексы, вкусоароматические добавки, концентраты белков и их смеси, пищевые волокна, пищевые добавки, безлактозные молоко и молочная продукция.
24 июня 2015 года был опубликован указ президента России Владимира Путина о продлении на год специальных экономических мер против Запада, введенных указом президента РФ от 6 августа 2014 года. Действие ответных мер продлено с 6 августа 2015 года до 5 августа 2016 года.
29 июля был подписан указ президента РФ об утилизации подпадающих под эмбарго продуктов, который вступил в силу 6 августа 2015 года. Порядок уничтожения продуктов, подпадающих под эмбарго, был утвержден постановлением правительства РФ 31 июля.
Россия при принятии решения о расширении своих ответных мер на отдельные государства учитывала "степень их вовлеченности в санкционный режим против РФ".
13 августа Россия распространила продовольственное эмбарго, введенное в качестве ответной меры на санкции, на Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину, причем на последнюю с отсрочкой – запрет на ввоз ее продукции должен был вступить в силу только в случае применения Киевом экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
В связи с присоединением Украины к антироссийским санкциям Евросоюза и США на нее были распространены ответные экономические меры. 21 декабря правительство России опубликовало постановление о вводе с 1 января 2016 года для Украины продуктового эмбарго, аналогичного действующему в отношении стран, поддержавших санкции против РФ.
27 мая 2016 года Россия исключила из списка продуктового эмбарго мясо и овощи, предназначенные для производства детского питания. Изменения коснулись замороженного мяса крупного рогатого скота, мяса птицы и субпродуктов из нее, а также замороженных и сушеных овощей. Ввозить их для производства детского питания можно "при подтверждении целевого назначения", подтверждать которое поручено министерству сельского хозяйства РФ.
Эмбарго снизило объемы предложения на внутреннем рынке и закономерно отразилось в росте цен. Рост внутренних цен существенно увеличил рентабельность производимой внутри страны сельскохозяйственной и пищевой продукции. Отрасли и компании, которые производили инвестиции в расширение мощностей до девальвации или имели незагруженные мощности, смогли расширить производство.
Сильнее всего изменился рынок сыров — доля импорта в потреблении (по объему) упала с 45-48% в начале 2014 года до 20-23%. В свинине падение доли импорта произошло с 16-18% до 9%, в птице – с 17-19% до 10-11%, в говядине замещение менее заметно.
29 июня 2016 года президент России Владимир Путин продлил продовольственное эмбарго, введенное в ответ на санкции Запада, с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года. Премьер-министр России Дмитрий Медведев, комментируя продление продэмбарго, подчеркнул, что к этому решению кабинет министров подтолкнули неоднократные просьбы отечественных производителей.
По мнению экспертов, продление продовольственного эмбарго РФ в отношении стран Запада маловероятно приведет к дальнейшему росту цен, поскольку подстройка цен и объемов потребления на рынке произошла ко второй половине — концу 2015 года.
Существует большое количество экспертных оценок объема потерь России и стран Запада от продовольственного эмбарго.
В Минэкономразвития РФ подсчитали, что Евросоюз, США, Канада, Норвегия и Австралия из-за продовольственного эмбарго РФ потеряли рынок сбыта на 8,6 миллиарда долларов в год. Анализ импорта товаров, запрещенных к ввозу на территорию России, за 2015 год показал сокращение относительно 2013 года (как наиболее репрезентативного до введения Россией специальных экономических мер) поставок из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии в стоимостном выражении на 96,5%, или на 8,6 миллиарда долларов (с 8,961 миллиарда долларов до 312,3 миллиона долларов).
В натуральном выражении импорт продовольствия снизился на 98,9%, с 4,331 миллиона тонн до 46,5 тысячи тонн.
Больше всего пострадала экономика Европы — страны ЕС несут 76,7% всех потерь от ограничений на торговлю с Россией.
По некоторым оценкам, общая сумма потерь ЕС от санкционного противостояния с Россией – около 40-50 миллиардов евро в год — порядка 0,4% ВВП Евросоюза, который по итогам 2015 года составил 14,6 триллиона евро.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников