23 апреля 2013 года стало известно, что департамент защиты детей испанской автономной области Каталония передал уполномоченному при президенте РФ Павлу Астахову для возвращения на Россию двух детей, изъятых у проживающей в Испании матери-россиянки. Департамент защиты передал двух российских детей (Карину, шесть лет и Анхеля, 1,5 года) уполномоченному для возвращения на родину. По данным пресс-службы уполномоченного, в 2012 году испанские социальные службы изъяли дочь Карину у матери, гражданки России, проживающей в Испании. Близкие родственники девочки (тетя, дядя и бабушка) обратились к Астахову с просьбой оказать содействие в передаче ребенка в их семью, проживающую в России. Анхель был также изъят в 2012 году испанскими социальными службами из семьи российских граждан, проживающих в Испании. Оба ребенка находились в приютах.
20 апреля 2013 года в СМИ появилась информация, что в Новой Зеландии соцслужбы отобрали у граждан России новорожденную дочь Викторию. Сообщалось также, что родственники направили обращения российским властям, уполномоченному при президенте России по правам ребенка Павлу Астахову, в российский МИД, послу России в Новой Зеландии и премьеру Новой Зеландии. Как сообщил МИД РФ, официально девочку забрали из семьи в связи с необходимостью расследовать обстоятельств получения ребенком травмы.
28 сентября 2012 года сотрудники социальной службы Финляндии забрали четырех детей у россиянки Анастасии Завгородней, живущей в финском городе Вантаа, по подозрению в насилии над ними. В сентябре 2012 года шестилетняя дочка Вероника сказала в школе, что папа хлопнул ее по попе. Учительница Вероники заявила социальной службе о якобы имевшем место избиении детей. Сначала финская полиция забрала Веронику и двухлетних двойняшек, а через три недели у россиянки забрали новорожденную дочь, которой исполнилась всего неделя. Всех детей определили в приют, а затем в приемную семью. Новорожденную не давали кормить грудью — мать к детям не пускали.
После вмешательства российского МИД и Астахова Завгородней разрешили совместное проживание с детьми в одном из центров социальной защиты.
Второй раз детей Завгородней, которые, по ее словам, имеют как финское, так и российское гражданство, соцслужба забрала 15 ноября. По данным российского МИД, повторное изъятие финская соцслужба мотивировала несоблюдением Завгородней реабилитационной программы, с позицией соцопеки россиянка не согласна. Дети проживают с отцом — Ихабом Ахмедом Заки Ахметом — в центре социальной помощи.
В начале июня 2010 года дочь россиянки Валентины Путконен Юлию финские соцработники забрали в приют, обвинив мать в насилии по отношению к ребенку. Через полгода девочка попыталась сбежать к матери из приюта, но была поймана полицией. Затем ребенка отправили в Петербург под временную опеку отца-финна.
1 марта 2011 года административный суд Хельсинки передал опекунство над 10-летней Юлией социальной службе города Хельсинки. Суд разрешил Юлии временно жить с отцом в Петербурге.
Также по обвинению в насилии по отношению к детям Валентина Путконен была лишена в Финляндии права опеки над двумя своими сыновьями.
В конце марта 2012 года Путконен была помещена в психиатрическую больницу в Хельсинки после того, как отказалась открывать дверь полиции. Причиной прихода полицейских стал конфликт Путконен с соседкой.
5 апреля, благодаря содействию российских дипломатов, она была освобождена из психбольницы и объявлена здоровой.
В феврале 2010 года сын россиянки Инги Рантала и финна Вели-Пекка Рантала восьмилетний Роберт был отдан в приют города Турку финскими соцслужбами, которые сочли пребывание ребенка в семье опасным и обвинили Ингу Рантала в избиении сына. Поводом, по словам Инги, стал рассказ Роберта о том, что мама его шлепнула. В отношении россиянки было возбуждено уголовное дело по обвинению в избиении собственного ребенка. В марте Роберт убежал домой из школы, куда его отвели соцработники. Родители отказались добровольно возвращать сына в приют и закрылись с Робертом в своем доме. В конфликт вмешался Астахов, которому удалось уговорить финскую соцслужбу не забирать ребенка из семьи в обмен на пристальный контроль соцработников за ситуацией в семье.
Финский омбудсмен Юсси Паюоя признал, что финские соцработники, забравшие из семьи Роберта Рантала, нарушили Конвенцию ООН о защите детей.
Инга Рантала вместе с сыном и мужем-финном живет в Петербурге, куда она уехала с Робертом летом 2010 года. Финский суд уже несколько раз переносил заседания по делу россиянки, которую обвиняют в избиении сына. В случае признания вины женщине грозит наказание от штрафа до двух лет лишения свободы, а Роберт может попасть в финский приют, из которого он сбежал весной 2010 года.
8 апреля 2009 года органы социальной опеки Финляндии забрали у россиянки Гульмиры Хейккинен, имеющей двойное гражданство, семилетнюю дочь Санну и девятилетнего сына Илари после ее развода с мужем, гражданином Финляндии.
По обвинению бывшего мужа финская полиция возбудила уголовное дело в отношении россиянки. Основанием для изъятия детей стало заявление бывшего мужа органам соцопеки о том, что мать избивает детей и хочет уехать в Россию и забрать их с собой. Сама россиянка эти обвинения отвергала.
По словам женщины, дети были обследованы врачом, который дал официальное заключение, что на их теле не обнаружено никаких следов насилия. Дети пробыли в детском доме до октября 2009 года. В ноябре суд вынес временное решение, что дети будут жить с отцом.
24 июня 2011 года суд финского города Вантаа приговорил Гульмиру Хейккинен к штрафу в 1 тысячу евро, признав ее виновной в избиении сына и дочери, а также обязал ее выплатить собственным детям 2,5 тысячи евро компенсации морального ущерба. При этом, по словам адвоката Гульмиры, ни одного конкретного случая избиения суду не удалось доказать.
Отца детей также судили за избиение детей — он был оштрафован на сумму, в три раза меньшую, чем его бывшая супруга.
В 2008 году россиянка Римма Салонен была заочно лишена финским судом права опекунства над сыном Антоном, имеющий как финское, так и российское гражданство, по иску своего бывшего мужа финна Пааво Салонена после того, как уехала с ребенком в Россию. В 2009 году мальчик был похищен и незаконно вывезен отцом в Финляндию в багажнике дипломатического автомобиля.
После похищения сына женщина вернулась в Финляндию, где была приговорена к полутора годам лишения свободы условно, а также к выплате крупных компенсаций мужу и сыну. После вынесения приговора финский суд разрешил Римме Салонен видеться с ребенком два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.
Вывезшие мальчика из России Пааво Салонен и дипломат Симо Пиетилайнен избежали уголовной ответственности в Финляндии — финская генпрокуратура в марте 2011 года закрыла их дело, что вызвало недоумение российского МИД.
Римма Салонен безуспешно оспаривала в различных судах решение финских властей, согласно которому единственным опекуном мальчика является его 70-летний отец. В конце июня 2011 года представитель Салонен обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на финские власти, которые, по его мнению, в этой ситуации нарушают права человека.
В августе 2011 года Верховный суд Финляндии отказал россиянке Римме Салонен в обжаловании приговора окружного суда города Турку.
15 июня 2012 года окружной суд финского города Вааса отказал в удовлетворении иска Риммы Салонен, требовавшей вернуть ей право опеки над сыном Антоном.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости