C.-ПЕТЕРБУРГ, 17 ноя — РИА Новости, Илья Григорьев. Рок-группа "Алиса" отпраздновала свое тридцатилетие большим концертом на сцене петербургского СКК в минувшую субботу. Корреспондент РИА Новости побывал на праздничном мероприятии, где увидел искусственный вулкан, поискал в толпе трезвых людей и ощутил дух средневекового сражения.
Человек с яблочным соком
Уже на выходе из вестибюля станции метро "Парк Победы" можно было заметить, что у большинства прохожих в одежде преобладали красный и черный цвета. У выдерживающих этот же стиль уличных музыкантов, вставших немного поодаль от режимного объекта и игравших песню "Дождь", кофр от гитары был закидан мелочью и купюрами в пятьдесят и сто рублей.
Внушительные людские колонны, пересекавшие парк по дороге в СКК, не очень дружно голосили "Веретено" и пили по большей части пиво. Из столь печальной закономерности были, конечно, и свои исключения. С одним из таковых, в чьих руках уже немного инопланетно смотрелся полулитровый пакет яблочного сока, даже захотелось обсудить алкогольную поголовность остальных.
— Странное дело, ведь взгляд на мир, который проповедует Кинчев, насколько я понимаю, никак не сходится с пьянством. Почему так много пьющих?— спрашиваю.
— У каждого свой бог. Видимо, у этих людей главным является Дионис. Но я бы не стал их винить или смотреть косо, может быть, они много работают и сегодня единственная возможность отдохнуть и посмотреть вживую на еще одно божество, — неожиданно вывел мой непьющий попутчик и попросил денег, раз уж мы вместе идем.
На подходе к спортивному комплексу, тем временем, с одинаковой периодичностью слышалось "Следующих запускай!". Под эту команду турникеты, преграждающие путь к ступеням СКК, открывались и в теплое здание спешила очередная партия людей в черно-красном. Там их тщательно осматривали крепкие парни, наделенные суровыми лицами, металлоискателями и подкупающей вежливостью. Уже внутри можно было заметить, что аудитория далеко не однородна. Среди подвыпивших подростков степенно гуляли семьи с детьми и просто люди в возрасте, близком к почтенному.
Интимный вулкан
За двадцать минут до начала концерта, на больших экранах, нависших над сценой, стали крутить ностальгический ролик. Нарезка видео наглядно показывала эволюцию "Алисы", шагнувшей в четвертое десятилетие своего существования. Из него можно было понять, что со временем менялась не только музыка, но и суть самого коллектива. В восьмидесятых годах Константин Кинчев обильно красил глаза и предпочитал смотреть в объективы фотокамер взглядом таинственного секс-символа. Сейчас в каждом его движении и слове чувствуется намек или прямая претензия на идеологическое лидерство.
Подобный сценарий развития, впрочем, не выглядит удивительным, если воспринимать жизнь как театр, в котором кто-то давно повесил на сцене ружье и назвал клуб фанатов "Алисы" армией. Последнее словосочетание за годы так прижилось у зрителей, что не нужно было быть провидицей Вангой, чтобы предсказать — ружье непременно бахнет, а у армии будет свой генерал.
Главнокомандующий показался публике уже из-за сцены. Несколько операторов, тут же транслировавшие все происходящее на площадке на три больших экрана, поймали мило улыбающегося Кинчева еще за кулисами. К своей точке на сцене, оборудованной двумя мощными вентиляторами, он вышел уже под наблюдением десятков тысяч ликующих людей. Улыбавшийся за сценой человек на глазах вошел в образ и стал суров и резок.
В первых рядах на первой же композиции появился красный дым, но самое масштабное зарево файеров вспыхнуло в зале на третьей песне "Вот так". На припеве по явно ранней договоренности середина зала зажглась десятками красных огней. Круглое пятно, от которого в воздух поднялись внушительные столбы дыма, напоминало вулкан, готовящийся к выбросу лавы. К концу композиции его дымка плавно рассеялась по всему залу, а пришедший с ней запах петардного пороха добавил выступлению шарм средневекового сражения.
Кинчев, в прессе обычно не совсем лестно отзывающийся о любителях зажечь на концертах в буквальном смысле, в этот вечер критиковать действия фантов не стал. И огненное шоу в меньших масштабах повторялось в течение вечера еще не раз.
Как столь значительное количество пиротехники попадает на концерты, минуя охрану, оставалось только догадываться. Одна из девушек, замеченных в толпе с красным огнем, лишь хитро улыбнулась на вопрос о методах проноса и предложила спросить что-нибудь еще более интимное.
Губами юных
Первую часть концерта казалось, что группа, празднующая собственное тридцатилетие, существует от силы лет десять, а чувство ностальгии осталось только в заглавии мероприятия. Коллектив предпочитал номера с последних альбомов, напоминающие скорее о Rammstein, нежели о той группе, которая еще в середине девяностых могла записать нежно звучащий альбом Jazz. Люди постарше не знали слов "Изгоя", а у "Неба славян" пели только припев.
Супротив им, во время исполнения этого номера, операторы поймали в толпе совсем маленького мальчика. Он сидел на шее матери с шарфом "Алисы" и в унисон с Кинчевым повторял: "И от чудских берегов до ледяной Колымы, все это наша земля, все это мы".
Режиссер трансляции, до этого предпочитавший быстрый клиповый монтаж, придал молодому поколению особое значение и под движение губ мальчишки текст пел уже весь зал. Кинчеву оставалось только опустить микрофон.
Ближе к концу концерта группа все же вспомнила о корнях и гитары заиграли чистым, неперегруженным звуком. Константин Кинчев вместе с залом спел "Белую невесту" из альбома "Черная Метка" и по традиции почтил память гитариста группы Игоря Чумычкина фразой "Чума всегда с нами". Именно ему в 1994 году лидер "Алисы" посвятил альбом, который многие фанаты группы считают новой вехой в истории коллектива, взявшего путь на сегодняшнюю действительность.
После ностальгия продлилась композицией "Красное на черном" со второго альбома с участием Кинчева "Блок ада", вышедшего в далеком 1987 году. Но звучала песня уже иначе. Под зубодробительные гитарные риффы, лидер группы чуть сгинал колени и осторожно раскачивал головой. Если к его движениям можно было бы добавить ритмичные удары кулаком по коленке, свойственный лидеру Rammstein Тилю Линдеману, то из глубины зала "Алису" легко можно было бы перепутать с королями немецкого индастриала. Для полного сходства не хватало только пиротехнического шоу на сцене, но этот недостаток лихо компенсировали поклонники в очередной раз запалившие файеры.
Зал дружно допел песню, после чего лидер группы отблагодарил зрителей словами: "Дорогой, любимый Питер, спасибо вам большое, это было потрясающе". И музыканты покинули сцену без трюков, вроде "сейчас помаринуем вас за сценой и вернемся". В течение десяти минут зал опустел.
По длинной дороге, ведущей к остановкам общественного транспорта поклонники "Алисы" шли молча. Шею каждого второго оплетал юбилейный шарф с латинскими цифрами XXX, но беречь сорванные голоса от пронизывающего петербургского ветра было уже поздно.