72 года назад началась Великая Отечественная война. О малоизвестной истории хорошо знакомых мест Петербурга-Ленинграда страшных времен РИА Новости рассказал краевед и знаток петербургского фольклора Наум Синдаловский.
"Чертов мост" на Литейном
Литейный мост во времена войны называли Чертовым мостом, потому что он очень часто подвергался артиллерийским и бомбовым атакам немцев. Мост этот вел к Дороге жизни, единственной ниточке, которая связывала Ленинград с Большой землей.
При этом, по легенде, вражеские снаряды ни разу не попали в располагавшийся поблизости Большой дом. Говорили, что там поселили пленных немецких летчиков, и враги специально не подвергали опасности жизни своих.
Неуязвимый Дом радио
За всю историю Великой Отечественной войны в здание Дома радио на Итальянской улице не угодила ни одна бомба. Передачи велись из студии на седьмом этаже, вскоре среди ленинградцев сложилась поговорка: "Хорош блиндаж, жаль, что седьмой этаж" — лифты в здании не работали.
"Людоедское кладбище" у Михайловского замка
Про случаи каннибализма в истощенном от голода Ленинграде теперь известно многим, но не каждый знает, что до сих пор один из участков вблизи Михайловского замка в Петербурге называют “Людоедским кладбищем”. Это район вдоль Садовой улицы, напротив ограды Михайловского сада. Те, кому удалось выжить в войну, рассказывают, что здесь зарывали расстрелянных без суда и следствия ленинградцев, которых уличили в этом страшном преступлении.
"Генеральский магазин" на Невском
Еще одна неоднозначая подробность военного времени. На углу Большой Морской улицы и Невского проспекта работал знаменитый гастроном, который был известен как "генеральский магазин". Там в голодные дни блокады, когда без продовольствия страдал целый город, отпускали дефицитные товары, красную икру и прочие радости сытой жизни по спецталонам высшему генералитету и партийным работникам.
"Кровавый перекресток" у Гостиного двора
На углу Невского проспекта и Садовой улицы в районе Гостиного двора когда-то располагалась людная трамвайная остановка. В августе 1943 года артиллерийским снарядом там было одновременно убито 43 человека. С того времени ленинградцы прозвали это место Кровавым перекрестком.
"Сладкая земля" Бадаевских складов
8 сентября, в день начала блокады, были обстреляны Бадаевские склады в Московском районе, которые строили еще накануне Первой мировой войны. Здания горели более пяти часов, запасы, что там хранились, погибли. Среди прочих продуктов, там находился сахар. От огня он расплавился и буквально пропитал собой землю, которую позже продавали на рынках на вес за большие деньги и использовали в пищу. Называли ее "бадаевский продукт", "сладкая земля" и "ленинградский сыр".
Остров Голодай
Ходил в войну в Ленинграде такой анекдот. “Как поживаешь?” — спрашивает при встрече один блокадник другого. “Как трамвай четвертого маршрута: По Голодаю, По Голодаю — и на Волково”. Один из немногих трамвайных маршрутов блокадного времени, № 4, начинался на острове Голодай, проходил по Васильевскому острову, продолжался по Невскому проспекту, поворачивал на Лиговку и заканчивался вблизи старинного Волкова кладбища. Это был один из самых известных и протяженных маршрутов в городе.
Пепел в Московском парке Победы
До войны на территории Московского парка Победы работал кирпичный завод. В войну в печах завода сжигали тела ленинградцев и солдат, погибших на Ленинградском фронте. Делалось это в строжайшей тайне, об этом мало кто знал. После войны власти решили разбить здесь парк. Но когда он стал доступен для ленинградцев, сложилась легенда, что едва люди попадали на территорию Парка Победы, им становилось нехорошо – подташнивало, кружилась голова. Поговаривали, что живых тревожат побеспокоенные духи умерших. Секрет раскрылся после "перестройки". Сейчас на этом месте установлен крест, и верующие считаю, что именно по этой причине в парке снова стало легко дышать.