Рейтинг@Mail.ru
Маринин: оптимизма по спасению первой ступени ракеты Falcon нет - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Маринин: оптимизма по спасению первой ступени ракеты Falcon нет

© AP Photo / John RaouxСтарт ракеты SpaceX Falcon 9 с мыса Канаверал. Архивное фото
Старт ракеты SpaceX Falcon 9 с мыса Канаверал. Архивное фото
Читать ria.ru в
Главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин отметил, что использование неоднократно таких дорогостоящих изделий, как ракеты, всегда было желанно, но задача эта трудно решаемая.

МОСКВА, 15 апр — РИА Новости. Посадка после запуска первой ступени американской ракеты Falcon 9 для повторного ее использования — очень сложная задача, оптимизма по этому поводу нет, сообщил РИА Новости в среду академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин.

Частной американской космической корпорации SpaceX вновь не удалось сохранить первую ступень ракеты Falcon 9, стартовавшей во вторник с космодрома на мысе Канаверал. По словам главы компании Илона Маска, "ракета приземлилась на платформу, но слишком грубо для того, чтобы выжить".

Это уже вторая неудавшаяся попытка посадки первой ступени на платформу — аналогичный инцидент произошел в феврале.

Система управления не смогла точно навести

Академик Маринин напомнил о недавнем инциденте с аналогичной ракетой, когда при посадке она "немного промазала" мимо платформы, в результате чего упала и взорвалась.

"В этот раз произошло отклонение по вертикали, то есть она шла под определенным углом. Видимо, система управления не смогла навести ее точно на платформу и до последнего ее доводила. Получилась боковая скорость, при которой вертикальная посадка и тем более удержание ее в вертикальном состоянии практически не возможны. Поэтому она (ступень) упала и развалилась", — попытался пояснить причину аварии собеседник агентства.

Оптимизма нет

Он отметил, что использование неоднократно таких дорогостоящих изделий, как ракеты, всегда было желанно, но задача эта трудно решаемая. Он напомнил, что США удалось реализовать проект шаттла, им удалось возвращать и сажать на воду с последующим извлечением первые ступени — твердотопливные ускорители. Но когда глава SpaceX Илон Маск решил проделать то же самое с более сложной жидкостной ракетой, имеющей очень серьезную систему управления на первой ступени, нацеленную на посадку на небольшую платформу, возникли трудности.

"Он (Маск) не отрабатывал это на земле, а сделал сразу в море. Если бы они делали это в пустыне, то ступень, промахнувшись, предположим, на полкилометра, по системе управления все равно могла бы сесть и отработать хотя бы посадку. А в море, если она промахивается мимо этой платформы, то практически уничтожается, даже если хорошо вертикально садится", — прокомментировал технологию Маринин.

"Это очень сложная задача. Честно говоря, у меня нет оптимизма на счет того, что Маску удастся сажать регулярно на ту платформу. Это очень сложная задача", — сказал Маринин.

России не надо, но варианты есть

Аналогичная система в России смысла не имеет, считает академик. В отличие от Америки, в России есть возможность посадки ступеней только на землю, а не на воду.

Подобные варианты вертикальной посадки еще в 1980-х прорабатывали для пилотируемых космических кораблей.

"Но от этого тоже отказались, потому что это достаточно сложная задача, потому что земля неровная, и при любом наклоне это чревато катастрофой", — отметил собеседник.

Он до бавил, что опыт автоматической посадки в СССР/РФ был отработан на самолетах и "Буране". А сейчас в Центре Хруничева разрабатывается многоразовая первая ступень для "Ангары". Правда, проект этот пока не имеет достаточной для реализации поддержки.

"Называется этот проект "Байкал". Но там предполагается посадка на аэродром. А ступень снабжается крыльями, что дает возможность управления и маневрирования. Но крылья имеют свою массу и сложный механизм раскрытия. Поэтому ракета при наличии такой ступени будет терять достаточно много грузоподъемности", — говорит Маринин.

Он пояснил, что таких крыльев-"боковушек" нужно четыре. Каждое крыло, предположительно, будет весить по 300 килограмм. На каждой части по два крыла, то есть 600 килограмм. И четыре таких "боковушки" будут весить 2,5 тонны. Для ракеты это существенная потеря грузоподъемности.

"Поэтому вопрос — стоит это делать или нет? Никак не могут прийти к единому решению за 10 лет существования проекта. И нет уверенности, что после такой посадки ее можно будет снова запускать", — заключил академик.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала