Россия начала создание системы обнаружения астероидов

Астронавт НАСА Рид Вайзман сфотографировал восход с Международной космической станции. Архивное фото
Первый этап работ, направленный на разработку сверхнового телескопа, который будет защищать Землю от астероидов, профинансировало МЧС России, заявил директор Института астрономии РАН Борис Шустов.

МОСКВА, 2 дек — РИА Новости. МЧС России во взаимодействии с Институтом астрономии РАН и корпорацией "Комета" приступило к созданию информационно-аналитической компоненты системы обнаружения астероидов, комет и прочих опасных небесных тел.

При этом ранее директор Института астрономии РАН Борис Шустов сообщал, что система обнаружения опасных космических тел "при определенных условиях" может появиться в России к 2030 году. Пока же ни одна страна технически не в состоянии уничтожать в атмосфере космические объекты, подобные Челябинскому метеориту.

"Сверхновый телескоп"

Астероиды в орбите. Архивное фото
Россия призовет мир объединиться против астероидов
"Первый этап работ, направленный на разработку сверхнового телескопа, который будет защищать Землю от астероидов, профинансировало МЧС России", — говорится в релизе ведомства со ссылкой на директора института Бориса Шустова.

"Мы продвигаем идею российской, но, конечно, интегрируемой в мировую системы массового обнаружения и мониторинга опасных небесных тел. Нас вдохновляет, что такое солидное министерство, как МЧС, отреагировало на необходимость фундаментального подхода к решению данной практической задачи", — отметил Шустов.

По данным спасателей, Институт астрономии РАН и корпорация "Комета" уже разработали аванпроект космической обсерватории, призванной обнаруживать угрожающие Земле небесные тела.

Он предусматривает создание в будущем космической обсерватории "Небосвод", которая сможет заблаговременно находить грозящие планете астероиды размером более 50 метров на расстояниях около одной астрономической единицы (расстояния от Земли до Солнца), а также небесные тела декаметрового размера (именно таким был, к примеру, Тунгусский метеорит).

Космическая опасность

Падение метеорита на Урале, архивное фото
Россия может создать систему обнаружения метеоритов уже к 2030 году
К крупным космическим объектам относятся астероиды, диаметр которых составляет более километра. На Земле известно порядка 120 очень крупных астероидных кратеров, в России самый крупный из них — Попигайская котловина на севере Сибирской платформы. Размеры внутреннего кратера составляют 75 километров, внешнего — 100 километров; катастрофа произошла примерно 36 миллионов лет назад.

Падением одного крупного метеорита некоторые ученые объясняют массовое исчезновение живых организмов (около 250 миллионов лет назад). Другой метеорит, по гипотезе Луиса Альвареса, привел к вымиранию динозавров.

Сравнительно меньшие объекты также представляют серьезную угрозу Земле, поскольку их взрывы вблизи населенных пунктов в результате ударной волны и нагрева могут привести к значительным разрушениям, соизмеримым с поражением от атомного взрыва. Только по случайности падение в ненаселенный район Тунгусского метеороида 1908 года не вызвало таких последствий.

По оценке ученых, пороговым для глобальной катастрофы может стать астероид, поперечник которого составляет порядка одного-двух километров. Полнота информации о таких астероидах оценивается менее чем в 80%. Как ранее сообщал Болов, падение в акваторию Мирового океана астероида размером всего от 100 до 200 метров может привести к образованию цунами высотой до 500 метров.

• Здорово! Может МЧС сможет дать импульс развитию отечественной космической отрасли, если у Роскосмоса не очень это получается.
    02.12.2014