ПЛЕСЕЦК (Архангельская область), 27 июн — РИА Новости. Россия в пятницу произведёт с космодрома Плесецк испытательный запуск новейшей ракеты лёгкого класса "Ангара-1.2ПП" — первого экологически чистого носителя, спроектированного и построенного в стране со времён распада СССР, сообщил РИА Новости представитель Роскосмоса.
Цель первого испытательного пуска "Ангары"
Первый запуск "Ангары-1.2ПП" будет осуществлён с целью выведения второй ступени ракеты-носителя с неотделяемым габаритно-массовым макетом полезной нагрузки на баллистическую траекторию с падением на полуострове Камчатка.
Из соображений стратегической безопасности РФ универсальный комплекс "Ангара" полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории России. Пуски ракет в интересах Минобороны и Роскосмоса будут осуществляться из Плесецка, а в перспективе — с нового космодрома Восточный.
В будущем возможно использование тяжелой версии "Ангара-5" и на Байконуре в рамках совместного с Казахстаном коммерческого проекта "Байтерек". "Ангара-5" может использоваться там вместо гептиловых ракет-носителей "Протон-М" после их вывода из эксплуатации.
Что представляет собой семейство ракет "Ангара"
"Ангара" — новое поколение российских ракет-носителей модульного типа, разработанное на основе двух универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями: УРМ-1 и УРМ-2. Семейство ракет-носителей "Ангара" в перспективе будет включать в себя носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 3,8 до 35 тонн. Головным разработчиком и производителем комплекса "Ангара" выступает Центр имени Хруничева. Заказчики — Минобороны РФ и Роскосмос.
Универсальный ракетный модуль на экологически чистых компонентах топлива — жидкий кислород/керосин оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191. Он создан на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на знаменитой ракете-носителе "Энергия" и ныне применяемого для ракеты-носителя "Зенит" (РД-170 и РД-171).
В составе ракет-носителей лёгкого класса "Ангара-1.2" используется один УРМ. Предельной по количеству блоков может в будущем стать "Ангара-А7", состоящая из семи модулей. Прототип первой ступени "Ангары", УРМ-1, уже трижды — в 2009, 2010 и 2013-м годах — прошел летные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1.
В качестве верхних ступеней на ракете легкого класса "Ангара 1.2" применяется разгонный блок "Бриз-КМ", прошедший летные испытания в составе конверсионного носителя "Рокот". На ракете "Ангара-А5" впоследствии возможно применение разгонных блоков "Бриз-М" и КВТК.
Широкое применение унификации и уникальные технические решения позволят в будущем с одной пусковой установки осуществлять пуск всех ракет семейства "Ангара". В целом комплекс "Ангара" легкого, среднего и тяжелого классов будет способен выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Минобороны РФ и Роскосмоса во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит.
Новейший инфраструктурный комплекс
Работы по созданию объектов новой наземной инфраструктуры для запусков "Ангары" на Плесецке велись в рамках федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 — 2015 годы", а разработка и изготовление ракеты — в рамках госпрограммы вооружения и Федеральной космической программы России на 2006 — 2015 годы.
Создание наземной инфраструктуры для космического ракетного комплекса "Ангара" на космодроме Плесецк велось по двум основным направлениям: создание универсального стартового комплекса для этого типа ракет-носителей и технического комплекса для подготовки ракет-носителей семейства "Ангара".
Как сообщали в Минобороны РФ, в ходе создания наземной инфраструктуры отставание по некоторым направлениям работ достигало шести месяцев. Для ликвидации отставания строительство нового космического комплекса взял под личный контроль министр обороны РФ Сергей Шойгу.
На космодроме была установлена специальная система видеонаблюдения для мониторинга строительных и пусконаладочных работ. Она позволила ежедневно в режиме реального времени контролировать ход работ.
В начале июня Шойгу заявил, что благодаря напряженной работе ведомств, участвующих в процессе, удалось полностью ликвидировать отставание по всем направлениям, для чего нередко приходилось принимать и жесткие кадровые решения, таким образом удалось войти в строгое соответствие с утвержденным президентом графиком.