Телескоп WISE не увидел "планету X" - РИА Новости, 08.03.2014

Телескоп WISE не увидел "планету X"

© NASAВозможности телескопа WISE по поиску планет
Возможности телескопа WISE по поиску планет
Во внешних районах Солнечной системы, видимо, нет большой планеты-газового гиганта или небольшой звезды - компаньона Солнца.

МОСКВА, — РИА Новости. Инфракрасный телескоп WISE открыл тысячи новых звезд, но не обнаружил никаких признаков присутствия на дальних окраинах Солнечной системы гипотетической звезды Немезиды или "планеты X", чье приближение к Солнцу в будущем могло бы привести к массовому вымиранию на Земле, сообщает НАСА.

Анализ данных, собранных телескопом, показал, что на расстоянии до 10 тысяч астрономических единиц (средних радиусов земной орбиты) нет никаких неизвестных объектов размером с Сатурн или больше, и размером с Юпитер на расстоянии до 26 тысяч астрономических единиц.

"Во внешних районах Солнечной системы, видимо, нет большой планеты-газового гиганта или небольшой звезды — компаньона Солнца", — говорит Кевин Лумэн (Kevin Luhman) из университета Пенсильвании, автор статьи, опубликованной в Astrophysical Journal.

© NASAСистема двух ближайших звезд - коричневых карликов, найденных WISE
Система двух ближайших звезд - коричневых карликов, найденных WISE

Примерно раз в 26 миллионов лет на Земле происходят вымирания живых организмов, в ходе некоторых из них исчезали до 80% видов. В 1984 году Марк Дэвис (Marc Davis) из университета Калифорнии в Беркли предположил, что наше Солнце является двойной звездой. Вторая звезда, приближаясь к Солнечной системе, проходит сквозь облако Оорта — область, "заселенную" миллионами комет. В результате, во внутренние районы Солнечной системы выбрасываются тысячи комет, а на Земле начинается настоящий кометный дождь, который и приводит к массовой гибели. Журналисты назвали эту невидимую звезду "Немезида" — по имени греческой богини мщения.

Другие американские астрономы, Джон Матиз (John Matese) и Дэниэл Уитмайр (Daniel Whitmire), в 2011 году выдвинули гипотезу о возможном существовании газового гиганта массой от одной до четырех масс Юпитера на внутренней границе облака Оорта, примерно в 15 тысячах астрономических единиц от Солнца, чем Земля. Астрономы заочно дали девятой планете имя "Тюхе" по имени древнегреческой богини удачи. Матиз и Уитмайр рассчитывали, что WISE может найти доказательства их гипотезы.

Однако их ожидания не оправдались — WISE не увидел ни новой планеты, ни звезды Немезиды. Однако телескоп принес большой "урожай" ранее неизвестных звезд в дальних окрестностях Солнца. Обработка новых данных позволила найти 3 тысячи 525 новых звезд и коричневых карликов, что в радиусе в 500 световых лет от Солнца.

Телескоп WISE работал с 2010 по начало 2011 года, за это время он сделал два полных обзора всего неба. Сейчас телескоп вновь включен и занимается поиском астероидов. В ноябре 2013 года ученые получили весь объем данных о двух обзорах, что позволило им сравнить оба эти обзора и увидеть движущиеся объекты. В результате им удалось, в частности, открыть пару коричневых карликов, расположенных всего лишь в 6,5 световых лет от Земли — это самые близкие звезды, найденные за последнее столетие.

Читайте также: будет ли Крым присоединен к России, почему об амнистии экс-министра обороны стало известно только сейчас, кто теперь будет тренировать российскую сборную по хоккею, кто стал триумфатором "Оскара" — в свежем выпуске рубрики "Неделя в лицах" на ria.ru.