Астрономы впервые обнаружили соединения аргона в останках сверхновой - РИА Новости, 13.12.2013

Астрономы впервые обнаружили соединения аргона в останках сверхновой

Судя по некоторым деталям в спектре Крабовидной туманности в созвездии Тельца, она содержит исключительно один изотоп этого благородного газа - аргон-36, который крайне редко встречается на Земле.

МОСКВА, 12 дек — РИА Новости. Орбитальный телескоп "Гершель" помог астрономам найти множество молекул аргона и его соединений внутри останков Крабовидной туманности в созвездии Тельца и подтвердить общепринятую теорию о том, как возникают атомы благородных газов во время вспышек сверхновых, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Мы изучали космическую пыль в останках нескольких ярких сверхновых при помощи "Гершеля", одной из которых и была Крабовидная туманность. То, что нам удалось найти ионы гидрида аргона, соединения водорода и аргона, было крайне неожиданным для нас. Мы не думали, что атомы благородного газа будут соединяться с другими элементами в тех условиях, которые царят в окрестностях таких туманностей", — заявил Майкл Барлоу из университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Снимок Большого Магелланова Облака, сделанный телескопом Гершель
Исследование Вселенной. Снимки телескопа "Гершель"
Барлоу и его коллеги использовали инструменты "Гершеля" для составления высококачественных карт Крабовидной туманности и других "следов" сверхновых, изучая их трехмерную структуру и химический состав. Когда ученые начали изучать спектрограммы, полученные при помощи прибора SPIRE, их ожидал сюрприз — в спектре туманности содержались характерные яркие линии на частотах в 618 и 1235 гигагерц, которые ранее никогда не встречались ученым.

Открытие заинтриговало авторов статьи, и они определили химическую природу этих линий, опираясь на базу данных по спектрам всех известных на земле молекул, элементов и их изотопов. Оказалось, что они возникли благодаря присутствию атомов аргона и соединения аргона и водорода в материи Крабовидной туманности.

Судя по некоторым деталям в спектре туманности, она содержит исключительно один изотоп этого благородного газа — аргон-36, который крайне редко встречается на Земле. Это позволяет говорить о том, что аргон возникает в сверхновых в ходе так называемого альфа-процесса — серии термоядерных реакций между ядрами легких элементов и альфа-частицами, заключают авторы статьи.