Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь "хвоста" черной дыры - РИА Новости, 13.11.2013

Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь "хвоста" черной дыры

© Фото : J. Miller-Jones (ICRAR) / Software by R. HynesЧерная дыра перетягивает материю со звезды-компаньона и испускает часть ее в виде джета
На сегодняшний день известны два основных типа черных дыр - обычные черные дыры, возникшие в результате коллапса звезды, и их сверхмассивные "сестры", существующие в центре галактик. Оба типа черных дыр способны поглощать материю и выбрасывать ее в виде джетов - пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

МОСКВА, 13 ноя — РИА Новости. Астрофизики впервые смогли найти черную дыру, повернутую к нам таким образом, что ее джет, "хвост" из частиц высокой энергии и электромагнитного излучения, можно изучить при помощи современных телескопов, и опубликовали предварительные результаты своих наблюдений в статье в журнале Nature.

На сегодняшний день известны два основных типа черных дыр — обычные черные дыры, возникшие в результате коллапса звезды, и их сверхмассивные "сестры", существующие в центре галактик. Оба типа черных дыр способны поглощать материю и выбрасывать ее в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью. Некоторые астрономы считают, что джеты обычных и сверхмассивных черных дыр формируются при помощи разных механизмов, в связи с чем их свойства должны отличаться.

Мариа Триго из Европейской южной обсерватории в Гархинге (Германия) и ее коллеги смогли детально рассмотреть радиоспектр джета, изучить его свойства и обнаружить в нем "разогнанные" ионы водорода, наблюдая за двойной системой 4U 1630-47 в 2012 году. Этот объект состоит из черной дыры и вращающейся вокруг нее крупной звезды, материя которой постепенно "падает" на диск аккреции.

Благодаря тому, что джет 4U 1630-47 направлен практически прямо в сторону Земли, ученым удалось изучить его параметры при помощи орбитальной обсерватории XMM-Newton и наземного радиотелескопа ATCA на территории Австралии. Авторы статьи смогли подробно проанализировать спектр джета, охарактеризовать его и найти следы "разогнанных" ионов водорода внутри него, в существовании которых сомневаются многие астрономы.

Кроме того, в процессе изучения джета и диска аккреции ученые заметили, что поведение черной дыры и структура этих объектов заметно изменились во время перерыва между сессиями наблюдений. Авторы статьи связывают это с тем, что звезда-спутник теряет свою материю не с постоянной скоростью, а "рывками", что хорошо объясняет те различия, которые присутствовали в данных XMM-Newton и ATCA.