МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. Просмотр телесериалов зачастую становится отвлекающим маневром от решения насущных проблем и заставляет человека проживать жизнь выдуманных героев вместо своей собственной, считают опрошенные РИА Новости психологи.
По данным TNS Россия, телевизионные сериалы занимают второе место по востребованности после развлекательных программ у российских телезрителей. В январе — октябре 2013 года телесериалы составили 20% от общего времени вещания программ всех жанров. При этом спрос на телесериалы значительно превысил предложение и составил 30% от всего времени просмотра программ всех жанров. Данные исследования репрезентирует население России в городах с населением более 100 тысяч человек, среди аудитории в возрасте от 4 лет.
Попались на крючок
"Он состоит в том, что деятельность, которую человек не завершил, запоминается нам надолго, если не навсегда. Сериалы построены с учетом этого эффекта, они прерываются на самом интересном месте", — пояснила Маховская.
Психолог Илья Шабшин считает, что большинство сериалов как зеркало отражают нашу жизнь, и смотреть серию за серией зрителя заставляет, с одной стороны, идентификация с героем, а с другой — желание подсмотреть за чужой жизнью "через замочную скважину", а в данном случае — через экран телевизора.
"Во многом мы узнаем самих себя по характеру или по психотипу, и наши жизненные ситуации, особенно если она трудная и можно посопереживать. Собственно, на этот эмоциональный отклик идет расчет, и это правильно. Здесь даже есть небольшой психотерапевтический эффект: я немного попереживаю за другого, и самому немножко полегче будет", — объяснил Шабшин.
Немаловажную роль в тяге к телесериалам играют сами актеры, и часто люди смотрят телесериалы из-за "звезд".
"Если актер нравится, и зрителю нравится следить за его сценической жизнью, устанавливается парапсихологическая связь, он воспринимается как родственник. Тогда все, что происходит в жизни этого персонажа, является чрезвычайно привлекательным", — добавила Маховская.
Мужской взгляд
По данным TNS Россия, зрителями телесериалов в России являются женщины старше 55 лет (29,5% от всей аудитории, смотревшей телесериалы), женщины от 35 до 54 лет (20,8%), а также мужчины в возрасте от 35 до 54 лет (12,7%) и мужчины старше 55 лет (12,6%).
"В нашей относительно рутинной скучноватой жизни не хватает переживаний и чувств, и мы их немного добираем через телевизор, в частности через телесериалы. И конечно, более эмпатичный, более чувственный отклик свойственен женщинам, поэтому в основном смотрят сериалы они, и на них это рассчитано", — пояснил Шабшин.
По словам Маховской, жанровые предпочтения формируются у человека в возрасте 9-12 лет. Поэтому сериалы делятся на "женские" и "мужские".
При этом психологи не считают, что сериалы вызывают зависимость.
"Есть другая проблема: часто человек, живущий один, или член семьи делает выбор в пользу смотрения очередной серии вместо чего-то другого. И если человек один, скорее всего, это говорит о том, что ничего более важного нет, а если это происходит в семье, значит отношения не очень хорошие, есть какое-то отдаление и отчуждение", — заметил Шабшин.
Сам себе режиссер
Маховская отметила, что зритель полнометражного кино больше воспитан на литературе. "Зритель сериалов сравнивает то, как в жизни, и как на экране, а зритель большого кино сравнивает лучшие образцы литературы с кинофильмами", — сказала психолог.
По ее словам, огромное влияние на кинематографию и производство сериалов оказывает интернет. "Зритель становится неспособным просматривать какие-то большие полотна, воспринимать многоуровневый смысл, поскольку интернет рассчитан больше на оперативную память, чем на смысловую. Причем если раньше серия была сопоставима с полновесным фильмом, то сейчас серии становятся маленькими, по 22 минуты. Это связано с ускорением жизни", — отметила Маховская.
Персонажи телесериалов ведут себя стереотипно — меняются только лица и антураж. Эксперт считает, что в будущем такие сериалы будет снимать сам зритель, потому что, по ее мнению, технология производства стала примитивной. "Мы видим, как обычные съемки из жизни по откликам в интернете превышают уже некоторые сериалы. Эта тенденция есть", — заметила Маховская.
Интеллектуальная публика, по ее словам, все-таки будет ждать большого кино.
"Конечно, есть и сериалы, где основная интрига интеллектуальная, где идет разгадывание загадки. И детективы — это в каком-то смысле интеллектуальный жанр. Но большое кино ближе к психоанализу, чем к массовому потребителю. Психология всегда рассчитала на умного, успешного индивидуалиста, который хочет решить свои мировоззренческие проблемы. Массовое кино рассчитано на плебс. Поэтому интеллектуальный зритель будет бороться и отмежевываться. Но это трудно, потому что жанры смешиваются, смешать верх и низ — это тоже большое искусство", — заключила Маховская.