Документ был представлен в среду участникам совета Российского исторического общества (РИО) и журналистам.
Президент РФ Владимир Путин поручил Минобрнауки и РАН представить предложения по подготовке стандарта единых учебников по истории для средней школы до 1 ноября. Разработку вела специально созданная рабочая группа во главе с председателем Госдумы и главой РИО Сергеем Нарышкиным, министром культуры Владимиром Мединским, министром образования и науки Дмитрием Ливановым.
В списке персоналий также появились новые имена, среди них лидер российской рок-группы "ДДТ" Юрий Шевчук, писатели Борис Акунин и Виктор Пелевин, пианист Денис Мацуев, актриса театра и кино Чулпан Хаматова.
В ходе общественного обсуждения концепции, которое стартовало 1 июля, было получено множество предложений по доработке документа. Планируется, что на основе единой концепции учебно-методического комплекса будут разрабатываться новые учебники истории, по которым будут учиться российские школьники. Концепция охватывает период с Древней Руси до 2012 года.
Как власти решили унифицировать взгляд на историю
В апреле президент РФ Владимир Путин поручил правительству к декабрю разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. "Историко-культурный стандарт, включающий в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, призван содействовать формированию единого культурно-исторического пространства РФ", — считают в Минобрнауки. Читайте подробнее >>
"Не должно быть идеологии в этом деле"
Декан факультета истории НИУ ВШЭ Александр Каменский: "Много правильных слов о воспитании патриотизма, толерантности, но вообще нет слова "знание". Если все-таки образовательные цели предполагаются, то надо понять, что есть то "знание истории", которого мы предполагаем достичь". Читайте подробнее >>
Президент РФ Владимир Путин: "Если по-разному совершенно это преподавать, то непонятно, как принимаются экзамены при поступлении в профильные вузы. Ведь при таком разбросе мнений даже непонятно, что спрашивать, как оценивать знания. Это, конечно, не значит, что невозможны разные мнения по поводу этих событий. Но должна быть каноническая версия, и преподаватель должен иметь возможность донести до ученика разные точки зрения на тот или иной факт".
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский: "Не должно быть идеологии в этом деле. Никакая идеология не должна влиять на развитие науки любой — исторической и гуманитарной. <…> В этом учебнике должно быть полное отрицание насилия. Нельзя путем насилия менять культуру государства. Поэтому и октябрьскому перевороту нужно дать оценку, и Беловежской пуще".
Экс-глава Минобрнауки Андрей Фурсенко: "Я предложил бы единый учебник по истории не понимать как одну конкретную книжку. Есть школы профильные, гуманитарные или физико-математические. Главное, база должна быть одна, единая фактология. Должны быть единые приложения".
Руководитель Центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексей Власов: "Если в 90-е годы еще присутствовала некая интерпретация исторических событий, то сейчас, особенно с переходом на единый госэкзамен, учебники превращают историю в некоторую сумму фактов, которые абитуриент, школьник, будущий студент должен выучить. Идеология из наших учебников ушла".
Поможет ли новый учебник истории ее стандартному пониманию
Обозреватель РИА Новости Сергей Петухов: "В целом же, критика концепции нового курса отечественной истории — увлекательнейшее занятие, наверное, не менее захватывающее, чем составление такой концепции. Но к тому, какую историю российского государства будет знать новое поколение россиян, все это имеет весьма опосредованное отношение. Учителя прекрасно знают, что любая концепция по истории оставляет им столько степеней свободы для преподавания, сколько, наверное, ни один другой школьный предмет". Читайте подробнее в авторской колонке >>
Нужен ли единый учебник по каждому школьному предмету
Обозреватель РИА Новости Сергей Петухов: "Проблема только одна: за последние двадцать лет люди привыкли быть разными, и вряд ли им понравится абсолютно стандартное образование для их чад. Но его и не будет". Читайте подробнее в авторской колонке >>