МОСКВА, 19 фев — РИА Новости. Самореализация — это цель, которой может добиться каждый, несмотря на любое количество своих недостатков. Сотрудники реабилитационного центра для инвалидов рассказали РИА Новости историю молодого человека, который начал рисовать, имея для этого минимум данных и возможностей.
Алексею Корниенко 20 лет, у нет рук, он не умеет разговаривать, но зато с раннего детства рисует единственной левой ногой. После того, как в 2012 году ему вручили приз в номинации "За гранью возможного" на конкурсе "Филантроп", московский департамент социальной зашиты распорядился перевезти Алексея из Амурской области в столицу, чтобы он мог развивать свои способности. Теперь он живет в ГБУ "Реабилитационный Центр для инвалидов", лечится, занимается физкультурой и посещает художественное отделение местного техникума.
Новый дом, друзья и девушка
Как отмечают сотрудники реабилитационного центра, случай Алексея уникальный. Помимо физических патологий у него есть серьезная задержки в интеллектуальном развитии. Он не имеет среднего образования и теперь учится в техникуме условно, так как не может быть зачислен на первый курс без школьного аттестата.
"Я не могу сказать, что мальчик запущенный — его научили, несмотря на патологию, выживать в этом мире, обслуживать себя, рисовать. Мы хотим помочь ему совершенствоваться. Ногой он пользуется очень виртуозно — лучше, чем многие руками", — рассказала директор центра Белла Сырникова.
Алексей действительно умеет рисовать, есть, причесываться и бриться "одной левой". Как отмечают его новые учителя и врачи, ему, несмотря на все проблемы со здоровьем, удалось вырасти добрым и жизнерадостным молодым человеком. Тем не менее адаптационный период дался ему очень тяжело: Алексей не шел на контакт, часто плакал и забросил рисование. Но за месяц в Москве все изменилось, во многом благодаря тому, что у него появились новые друзья и даже девушка, которая ему нравится.
Художественный подход
Ответственным за то, чтобы Алексей не терял интерес к рисованию и оттачивал свои способности, стал художник Геннадий Иванушкин. У него такой ученик впервые, и он первое время не знал, как к нему подступиться — юноша не говорил, не хотел общаться, был угрюм и быстро уставал.
Постепенно учитель выяснил много важных моментов: на какой высоте удобней всего сидеть Алексею, чтобы тот меньше утомлялся, какой формы должен быть стол. Научился общаться с ним, задавая вопросы, в ответ на которые Алексей кивает головой. Понял, что его ученику нравятся сказки, и теперь он ищет для него иллюстрации в интернете, из которых Алексей потом сам выбирает, что ему срисовывать.
"Если бы он мог объяснить, что он хочет рисовать, то я бы нашел ему это. А так я просто предлагаю ему что-то на выбор", — пояснил художник.
Учитель отмечает в Алексее хорошие данные: чувство пропорций и пространства, умение подобрать цвет, отличное владение единственной конечностью, в конце концов. «Я сам пытался рисовать ногой, но у меня не получилось и доли того, что проделывает Алексей. Он зажимает карандаш пальцами ноги, как мы это делаем рукой, и рисует очень уверенно», — рассказал он.
Неосвоенные азы
Тем не менее вероятность того, что Алексей станет настоящим художником, очень мала. Рисование — это единственный способ для него выразить себя, узнать мир и самоутвердиться. Но при этом, как отмечает Иванушкин, он не стремится начать профессиональное образование, у него нет привычки к самодисциплине и потребности в ежедневной работе.
"Все мысли и интересы Алексея связаны с его увлечением изобразительным искусством. Он хотел бы стать художником, но учиться не хочет и к каким-либо волевым усилиям в этом направлении не готов", — писал преподаватель в дневнике занятий.
Кроме того, серьезным препятствием для художественного образования стал его общий низкий уровень развития. Иванушкин постепенно осваивает с Алексеем азбуку и основы арифметики, потому что без этого также невозможно изучить изобразительную грамоту.
"Алексей знает буквы своего имени и уверенно пишет его печатными буквами. Видно, что попытки научить его писать и читать были. Он знает цифры до пяти и может складывать и вычитать на пальцах", — пишет учитель.
Пока Алексей занимает только срисовыванием. "Рисовать что-то свое, по воображению, как это делают дети, он тоже не может, потому что для этого в памяти должны храниться зрительные образы предметов, а я не уверен, что они у него есть. Хотя некоторые успехи уже наблюдаются, и вероятность профессионального развития существует, если Алексей будет работать над собой", — заключил художник.