Рейтинг@Mail.ru
Кондаков: новый стандарт изменит дошкольное образование в России - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кондаков: новый стандарт изменит дошкольное образование в России

© Фото : предоставлено Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образованияАлександр Кондаков
Александр Кондаков
Читать ria.ru в
Дзен
В Минобрнауки России состоялось первое заседание группы по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов, рассказал член рабочей группы, президент издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков.

В Минобрнауки России состоялось первое заседание рабочей группы по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, которую возглавляет директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Асмолов. Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов, в интервью РИА Новости рассказал член рабочей группы, президент издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков.

— Александр Михайлович, в отличие от школ и учреждений профессионального образования детские сады на сегодняшний день работают без всяких стандартов. Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

— Это требование нового закона «Об образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Сегодня действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей — требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, — это принципиальное новшество.

— Означает ли это, что выпускникам детских садов придется сдавать экзамены?

— Нет, это заблуждение — никакой итоговой аттестации не будет, это прописано в законе. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.

— Каким должно быть дошкольное образование в России, в вашем понимании? Что изменит стандарт?

— Академик РАО Виталий Рубцов сказал недавно, что российская модель дошкольного образования, к сожалению, до сих пор основана на представлениях о детстве 40-летней давности, не проводятся психолого-педагогические исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь, в том числе, на зарубежный опыт. Мне ближе всего концепции личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, который лежит в основе и школьного, и дошкольного образования Финляндии, Швеции и некоторых других стран. Стандарт должен быть основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде дошкольного учреждения, которая обеспечивает достижения результата. В этом отличие от англо-саксонской модели, где главное — академические результаты, которые демонстрируют дети.

В личностно-ориентированной модели равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Я категорически против того, чтобы дошкольное образование сводилось к обучению чтению и письму — и как ученый, и как трижды дед. Совсем без допредметного знания, конечно, не обойтись, но есть и более важные моменты.

— То есть в дошкольных стандартах будет сделан акцент на воспитание, как и в школьных?

— Акценты будут расставлены в соответствии с требованиями семей к дошкольному образованию, а одно из требований — уход от академической направленности программ. Семьи, прежде всего, хотят, чтобы их дети полноценно развивались, чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра. Есть и требования различных социальных групп — например, представители национальных меньшинств хотели бы, чтобы их дети освоили родную культуру.

Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

— Когда стандарт должен быть принят?

— Правительство определило сжатые сроки: до конца этого года. Но стандарт появляется не на пустом месте — последние два года в этом направлении работает команда специалистов из Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, Психологического института РАО, Института стратегических исследований в образовании РАО и других организаций вместе с коллегами из регионов, где реализуются интересные модели дошкольного образования. В свое время апробация ФГТ в регионах получила широкую общественную поддержку.

— Стандарт старшей школы, который вы разрабатывали еще при министре Андрее Фурсенко, вызвал жесткую критику со стороны общественности. Не боитесь, что с дошкольным стандартом история повторится?

— Если помните, стандарт старшей школы был доработан по результатам экспертизы профессионального сообщества и широкого общественного обсуждения — были учтены многие замечания. Например, по рекомендации комиссии во главе с директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком был введен обязательный ЕГЭ по иностранному языку, и эту идею поддержали многие эксперты.

Чем больше заинтересованных людей будет участвовать в обсуждении проекта стандарта дошкольного образования, тем лучше. Мы как разработчики это только приветствуем.

Подготовил Евгений Скворцов, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала