В Санкт-Петербурге в конце октября пройдет всемирный конгресс соотечественников. Ожидается, что одной из ключевых его тем станет обсуждение способов защиты прав соотечественников за рубежом и их взаимодействия с институтами гражданского общества стран проживания. РАПСИ вспомнило десять наиболее резонансных случаев нарушения прав проживающих за рубежом россиян.
Война окончена
Наиболее громким из таких дел стало решение латвийского суда, в 1998 году приговорившего ветерана Великой Отечественной войны Василия Кононова к тюремному заключению по обвинению в геноциде. По мнению латвийского суда, Кононов, командовавший в годы войны партизанским отрядом, принимал участие в убийстве мирных граждан республики.
В России такая позиция ЕСПЧ вызвала волну возмущения. Заявления, осуждающие решение страсбургского суда, приняли обе палаты Федерального собрания РФ. В марте 2011 года Кононов скончался.
Дорога на Гуантанамо
Другой случай, вызвавший резкую реакцию российского МИДа, связан с задержанием в 2001 году в пакистанском городе Фейсалабад россиянина Равиля Мингазова и его последующим переводом в американский специзолятор для военнопленных, расположенный на кубинской базе ВМС США Гуантанамо. Как утверждает Пентагон, Мингазов прошел в Афганистане тренировку в качестве взрывника, а затем - специалиста по отравляющим веществам. Впоследствии, после начала американских боевых операций против режима талибов, он якобы попытался скрыться в Пакистане.
В свою очередь уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в январе текущего года указал на неприемлемость ситуации с Мингазовым и другими узниками Гуантанамо, которые годами содержатся в заключении без суда. По его словам, само существование этого изолятора, через который на тот момент за десять лет существования прошли 779 заключенных, не получивших статуса военнопленных, противоречит основополагающим международным соглашениям о защите прав человека.
Большие проблемы "маленького человека"
Если Мингазова, постоянно проживавшего на Ближнем Востоке, вывезли на территорию США принудительно, то программист Сергей Алейников переехал за океан добровольно и даже получил американское гражданство. Это, впрочем, не уберегло его от проблем с местными властями.
По данным Минюста США, Алейников устроился на работу в крупный банк Goldman Sachs и более двух лет занимался там разработкой компьютерных программ и технической поддержкой торговой системы банка. В июле 2009 года Алейников перешел работать в компанию Teza Technologies, а месяц спустя был арестован в аэропорту Ньюарка. По данным обвинения, в последние дни работы на Goldman Sachs программист загрузил на сторонний сервер более 3 тысяч файлов, в которых содержался программный код.
В свою очередь Алейников утверждал, что его действия нельзя расценить как кражу, так как программный код находился в свободном доступе и не считался коммерческой тайной. Тем не менее нью-йоркский суд признал программиста виновным и приговорил его более чем к восьми годам заключения. Однако Алейников обжаловал решение, и апелляционный суд встал на его сторону. В феврале этого года уроженец России вышел на свободу.
Впрочем, вскоре ему было предъявлено новое обвинение. Так как процесс по делу о нарушении федерального законодательства Алейников выиграл, за дело взялась прокуратура штата Нью-Йорк, обвинившая его в нарушении местных законов - в частности, в незаконном использовании секретных научных материалов и незаконном копировании компьютерных данных. Рассмотрение этого дела пока не началось.
Убийство случайное и преднамеренное
Кроме того, российско-американские отношения в последние годы омрачили несколько громких случаев издевательств американских родителей над усыновленными из России детьми. Так, широкий резонанс вызвала гибель в 2009 году в США семилетнего Вани Скоробогатова из Челябинской области. По данным американской прокуратуры, смерть наступила в результате многочисленных ранений и побоев. На его теле было около 80 ран.
Однако супруги были освобождены в зале суда, поскольку провели в тюрьме более полутора лет, то есть более минимального срока. При этом они заявили о намерении обжаловать приговор, добиваясь своего полного оправдания. Однако суд отклонил их ходатайство о пересмотре дела, и приговор, мягкость которого вызвала в российском обществе неоднозначную реакцию, вступил в силу.
С "любовью" в Россию
Другой известный случай нарушения прав ребенка из России в США произошел в 2010 году. Приемная мать семилетнего россиянина Артема Савельева, американка Торри Энн Хансен, отправила его одного самолетом из Вашингтона в Москву с "отказной" запиской. В ней говорилось, что ребенок якобы психически неуравновешен. В американской семье мальчик пробыл всего полгода. До этого он жил в Приморском крае - сначала с матерью, а потом, когда ее лишили родительских прав - в детском доме.
Среди прочих случаев нарушения прав усыновленных в России детей в США - дело американки Терезы Макналти, жестоко издевавшейся над удочеренной девочкой из России Дашей. Женщину приговорили менее чем к двум годам тюрьмы, хотя ребенок подвергался регулярным побоям и истязаниям. МИД РФ назвал этот приговор необоснованно мягким.
Кроме того, в феврале 16-летний сирота из России Антон Батраков в электронных письмах рассказал своему куратору об издевательствах, которые ему приходится терпеть от новых американских родителей. По словам подростка, его часто бьют, плохо кормят и пытаются поместить в психбольницу. Также он пожаловался на то, что недавно его пять дней продержали в подвале.
Подобные инциденты побудили российские и американские власти к ратификации соглашения, определяющего порядок усыновления и устанавливающего механизм контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. В документе подчеркивается, что передача ребенка на усыновление в другое государство рассматривается, только если на родине для него невозможно найти подходящую семью. Соглашение вступает в силу 1 ноября.
Полный текст статьи читайте на портале судебно-правовой информации РАПСИ Группы сайтов РИА Новости