МОСКВА, 22 ноя - РИА Новости. Ведущие офтальмологи России считают, что комплекс "Микрохирургия глаза" под руководством Христо Тахчиди растерял свой научный потенциал, сократил производство медизделий и инструментария, а также лишился ценных кадров, что подтвердил ряд проверок.
Минздравсоцразвития РФ уволило Христо Тахчиди на прошлой неделе. Он возглавлял межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) "Микрохирургия глаза" имени Федорова с 2001 года. По заявлению ведомства, причинами увольнения стали жалобы пациентов, нарушения в ходе государственных закупок и незаконная коммерческая деятельность. Новый генеральный директор Александр Чухраев, занимавший должность заместителя председателя комитета Госдумы по охране здоровья, приступил к работе в клинике во вторник.
Научный упадок
По словам главного офтальмолога комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, профессора Юрия Астахова, первая проверка в МНТК была организована Минздравсоцразвития РФ в 2009 году. В состав комиссии в основном входили экономисты и представители ведомства. Кроме того, проверку проводили пять офтальмологов из Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы, в том числе и Астахов. Врачи занимались вопросами научных исследований в медкомплексе.
"В результате проверки сложилось впечатление, что тот научный потенциал, который был создан при Святославе Федорове, все те прорывные технологии, которые определяли в значительной мере прогресс отечественной медицины, на сегодняшний день не свойственны МНТК", - сказал Астахов.
По его словам, от Тахчиди, после того, как тот занял пост главы МНТК, не последовало никаких новых идей и принципиальных разработок, которые могли бы быть растиражированы в филиалы.
"Христо Тахчиди не является ученым такого класса, как Святослав Федоров. Он для нас был совсем не известен с этой точки зрения, как научный специалист. Мы (медицинское сообщество) лучше знали других ученых из МНТК, которые в значительной мере определяли направления офтальмологии", - отметил главный офтальмолог Санкт-Петербурга.
Производственный кризис
Астахов добавил, что в течение многих лет большинство офтальмологических клиник России закупало в основном отечественные инструменты и медизделия, выпускаемые на экспериментальном производстве МНТК. Но, по его словам, оно с приходом Тахчиди фактически перестало существовать.
"То производство отечественных искусственных хрусталиков, которое было при Федорове, фактически утрачено. То же самое справедливо и в отношении инструментария. Все были вынуждены перейти на импортные изделия", - сказал он.
По словам Астахова, решение об увольнении Тахчиди должно было быть принято около полутора-двух лет назад. Результаты проверок подтверждали его несостоятельность как руководителя, отметил эксперт.
"Это его (Тахчиди) трагедия. Он занял пост человека, великого в офтальмологии, и решил, поскольку он занимает этот пост, значит, все ему дозволено. Значит, ему должно быть оказано такое же уважение и такой же почет, как его предшественнику", - отметил Астахов.
Издержки авторитаризма
Ранее Минздрав сообщал, что причиной увольнения Тахчиди послужило также взимание платы с пациентов за оказание медпомощи, которая полагается бесплатно. Директор НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, главный офтальмолог Минздравсоцразвития РФ Владимир Нероев считает, что коммерциализация лечебной помощи в МНТК привела к тому, что малоимущие пациенты, не способные оплатить свое лечение, были вынуждены или отказаться от лечения, или обращаться в другие клиники.
Кроме того, по данным ведомства, на Тахчиди поступали жалобы и со стороны коллектива клиники. Ведущие офтальмологи страны отметили, что он отличался авторитарным стилем руководства и вел себя жестко по отношению к сотрудникам, в результате чего многие ценные кадры покинули медучреждение.
"Там (в МНТК) чуть ли не заставляют подписывать бумаги в защиту Тахчиди. Не могу гарантировать, что это так, но такие сведения у нас есть. Поэтому коллектив может защищать его и из-под палки. Мы посмотрим, как его будет защищать коллектив через неделю", - сказал Нероев.
По мнению главного офтальмолога РФ, Тахчиди будет трудно найти новую работу, немногие клиники согласятся с ним сотрудничать. "Его все знают, знают его характер, поэтому я очень сомневаюсь, что кто-то из ведущих офтальмологических клиник его примет", - резюмировал он.