Рейтинг@Mail.ru
Вера в "Сколково" - один из главных результатов 2011 г для инноцентра - РИА Новости, 30.01.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вера в "Сколково" - один из главных результатов 2011 г для инноцентра

Читать ria.ru в

Создание инновационного центра "Сколково" - проект, который за без малого два года со времени своего начала стал, возможно, главной "визитной карточкой" развития инноваций в России. О том, какие задачи стоят перед "Сколково" в 2012 году, РИА Новости рассказал вице-президент фонда "Сколково", директор по развитию и планированию Алексей Бельтюков.

- Проект "Сколково" в прошлом году достиг существенных успехов – перевыполнены планы по принятию компаний-резидентов, заключены соглашения о сотрудничестве с крупными зарубежными компаниями, начато создание Сколковского института науки и технологий (СколТеха). А какой, на Ваш взгляд, "общий знаменатель" у этих результатов?

- Вера в "Сколково". И появление этой веры в наш проект также стало одним из наиболее важных результатов прошлого года. С одной стороны, стало существенно меньше негативной информации о проекте – как в СМИ, так и в социальных сетях. Люди стали не просто узнавать бренд "Сколково", но и больше разбираться в том, что это такое.

О "Сколково", о наших компаниях пишет не только российская, но и иностранная пресса. Например, по итогам осенней поездки компаний из IT-кластера в Кремниевую долину несколько крупных изданий, например, The Wall Street Journal заявили, что даже не ожидали, что в России есть очень интересные проекты.

С другой стороны, очень серьезное, неожиданное, достижение прошлого года, говорящее о вере в "Сколково" со стороны бизнеса - объем частных инвестиций. Мы планировали получить в лучшем случае 3 миллиарда рублей из частных источников, а получили почти 3,5 миллиарда, из них почти 2 миллиарда пришли в проекты компаний-резидентов, и 1,5 миллиарда – в фонд поддержки СколТеха.

Можно произносить разные слова, но когда люди "голосуют" деньгами, это наиболее убедительно говорит о вере в проект. Мы очень хорошо заметили перелом в отношении к "Сколково", произошедший в конце лета. До этого ситуация была не очень определенная: пойдут или не пойдут внебюджетные деньги? Но пришел сентябрь, октябрь - и они пошли.

Поддержка частных инвесторов говорит о том, что какие-то вещи мы явно делаем правильно. Особенно важна поддержка от венчурных фондов – от профессионалов, которые ставят свои деньги на успех той или иной инновационной компании. У нас на сегодняшний день заключены соглашения с 28 фондами на общую сумму более 360 миллионов долларов. Но наиболее важным был даже не сам факт этих подписаний, а то, что часть этих денег уже пришла. Это подтверждает, что те компании-резиденты, которых мы поддерживаем, высоко оценивает рынок.

- Практика роуд-шоу будет продолжена?

- Да. Но понятно, что не всякий раз надо обязательно ездить в ту же Кремниевую долину. Основной акцент будет сдвигаться на привлечение фондов в Россию, они должны постепенно начинать ездить к нам за проектами. Привлечение зарубежных инвестиционных фондов с конкретными деньгами – одна из очень серьезных частей нашей работы нового года.

- Как фонд будет стимулировать приток частных инвестиций, помимо роуд-шоу?

- Формы могут быть разные. Главное, чтобы инвесторам было интересно, чтобы они увидели в этом свою выгоду. Один из вариантов – повышение качества проектов. Это работает через новую процедуру присвоения статуса участника. Мы ее уже начали делать более строгой, более четко сформулировали требования к заявителям, начали более активно работать с экспертной коллегией, чтобы в итоге потенциальные инвесторы видели – если компания является участником "Сколково", значит, это определенный знак качества для нее.

Далее – повышение качества уже имеющихся проектов перед их приходом к инвесторам. Очень многие компании плохо представляют себе коммерческие аспекты своих изобретений. Наша задача, в том числе, в том, чтобы задавать представителям компаний необходимые вопросы - каков ваш рынок, сколько процентов на нем вы хотите занять, каковы ваши клиенты, почему ваш продукт лучше, условно говоря, чем у Novartis или Microsoft? Для этого мы имеем возможность привлекать крупных профессионалов, в том числе для коучинга компаний-участников. Отвечая на такие вопросы, компании и сами лучше понимают, что им надо, и одновременно готовятся к общению с внешними инвесторами.

- Как еще повысить качество проектов российских компаний?

- Этому будет способствовать и создание в "Сколково" исследовательских центров крупных зарубежных компаний – наших ключевых партнеров. Понятно, что многие эти компании видят "Сколково" в своей системе ценностей. Им важно получить доступ к российскому рынку, но в этом ничего плохого нет. Но нам не это важно – нам важно, чтобы они привносили дисциплину в научные исследования компаний-резидентов. У нас в стране ученые зачастую склонны исследовать то, что исследуют, заниматься тем, что умеют, а потом раздумывают, кому продать свои разработки. Но для успеха, в первую очередь финансового, надо полностью перевернуть этот процесс: определить, что нужно рынку, а уже потом - как можно сделать перспективный продукт. Как раз наличие исследовательских центров крупных компаний может очень этому способствовать, потому что эти же компании не только ведут разработки, но создают каналы сбыта инновационной продукции.

- Ранее сообщалось, что в прошлом году фонд не израсходовал около 15 миллиардов рублей. Из-за чего это произошло?

- Мы недотратили деньги за счет того, что в каких-то случаях строители отказались или сократили выплату авансов, что хорошо, а где-то разделили расходы с инфраструктурными компаниями, и их потребность в деньгах уменьшилась. Кроме того, планировалось внести 5 миллиардов рублей в фонд целевого капитала СколТеха, но затем было решено перенести бремя финансирования эндаумента исключительно на внебюджетные источники. С точки зрения всего проекта это хорошо, хотя и усложняет нашу задачу. Наконец, примерно 4 миллиарда – это недовыдача грантов. Но все неизрасходованные деньги перешли на будущий год.

- Могут ли компании, которые не получили грантов, по прошествии времени, когда научатся правильно оформлять заявки, вновь подать заявки на большие гранты?

- Это так. Мы не ограничиваем количество попыток. Другое дело, что значительная часть компаний, имевших возможность получить гранты, их получила. Мы себе на 2012 год поставили план выдать гранты 120 компаниям – это в 2 раза больше, чем в прошлом году.

- Какова структура бюджета всего проекта "Сколково" на этот год?

- Бюджет самого фонда "Сколково" на 2012 год, как уже ранее сообщалось, – 49 миллиардов рублей, из них 42 миллиарда – это деньги из госбюджета. В частности, 37 миллиардов составляют финансирование со стороны Минфина (в том числе переходящий остаток в 15 миллиардов рублей), а 5 миллиардов с небольшим мы планируем получить в виде субсидий от Федеральной таможенной службы на компенсацию таможенных пошлин компаний-участников. Оставшиеся 7 миллиардов в бюджете фонда – минимальный уровень привлечения внебюджетных средств.

Наконец, остается сумма, которая не относится к бюджету фонда, но к проекту в целом - мы поставили себе цель в наступившем году привлечь до полумиллиарда долларов из внебюджетных источников в фонд целевого капитала СколТеха. Таким образом, в сумме на создание инновационного центра планируется направить около 65 миллиардов рублей.

- Задача привлечь полмиллиарда долларов в эндаумент представляется сложной потому, что, с одной стороны, частные инвесторы будут вкладывать деньги, когда увидят, что СколТех создается, но как раз для того, чтобы его создать, и понадобятся частные деньги. Получается своеобразный замкнутый круг.

- В каком-то смысле такая проблема будет всегда. Но не забывайте, что мы за небольшое время уже привлекли в эндаумент 50 миллионов долларов. Это уже показатель того, что если бизнесмены в России верят, что можно и нужно вкладывать деньги в СколТех, то и для зарубежных инвесторов это может быть позитивным сигналом. Президент СколТеха Эдвард Кроули уверенно реагирует на сумму необходимых средств, поскольку у него есть опыт работы с эндаументами. Конечно, задача непростая и не делается в один день, но она выглядит адекватной.

- Создание СколТеха – самая сложная задача, которую надо решить в рамках "Сколково"?

- Как с любыми целями, никогда не знаешь, какие из них окажутся более сложными, а какие – более простыми. Но когда мы анализировали, что именно делает успешными те или иные инновационные центры в мире, то пришли к выводу, что у всех успешных таких центров есть один общий знаменатель – не солнечный климат, как хотелось бы думать, а наличие технологического учебного заведения. Речь идет не просто об учебном заведении, но университете, в котором прививаются навыки предпринимательства. На западе такие университеты принято называть технологическими. Это была ключевая причина, по которой мы были вынуждены работать с международным институтом – Массачусетским технологическим институтом. Соглашение с ним было одним из наиболее сложных. Было много непростых переговоров. Но если мы успешно сможем создать технологический университет, то это будет мощным фактором успеха всего инновационного центра.

- Мы начали беседу с того, как меняется отношение к "Сколково" в обществе. А как, по-вашему, "Сколково" изменяет его создателей?

- Первый год работы придал нам уверенность в себе, в хорошем смысле "наглость хода" мы набрали. Сейчас мы уже гораздо лучше понимаем, где у нас сложности, а на что можно опереться. Мы развиваемся, как и любой стартап, только очень большой. Конечно, это происходит неравномерно, приходится учиться на собственных ошибках. Но если бы все сходу получалось, наверное, было бы неинтересно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала