Ученые из России открыли два возможных лекарства от болезни Альцгеймера - РИА Новости, 03.03.2020

Ученые из России открыли два возможных лекарства от болезни Альцгеймера

© Фото : Dublin Brain Bank 2015Ученый держит в руках мозг человека, страдавшего болезнью Альцгеймера
Ученый держит в руках мозг человека, страдавшего болезнью Альцгеймера
Российские биологи и их зарубежные коллеги открыли две новых биоактивных молекулы, которые могут быть потенциальными лекарствами от болезни Альцгеймера.

МОСКВА, 21 дек – РИА Новости. Российские биологи и их зарубежные коллеги открыли две новых биоактивных молекулы, которые могут быть потенциальными лекарствами от болезни Альцгеймера, говорится в двух статьях, опубликованных в журналах Molecular Pharmaceutics и Current Alzheimer Research.

Считается, что болезнь Альцгеймера вызывается накоплением внутри нейронов патогенного вещества, белка бета-амилоида. Он образуется из "обрезков" белка APP, который участвует в процессах починки поврежденных нейронов и формировании связей между ними. Нарушения в переработке старых молекул этого белка приводят к появлению бляшек бета-амилоида и уничтожению нервных клеток.

В сентябре 2015 года ученые из Великобритании выяснили, изучая мозг людей, погибших от "коровьего бешенства", что болезнь Альцгеймера на самом деле может передаваться от одного человека к другому путем в результате "заражения" их нервной ткани чужеродными прионами. Дальнейшие опыты показали, что бляшки бета-амилоида могут быть частью "нормальной" иммунной системы, что заставило многих биологов сомневаться в том, что они являются главной причиной смерти клеток мозга.

Строение нейрона головного мозга
Ученые: мозговые волны могут быть ключом к лечению болезни Альцгеймера

Два российских биолога, Ян Иваненков и Марк Веселов из Московского физико-технического института в Долгопрудном, и их коллеги из МГУ и ряда американских фармацевтических компаний, открыли две молекулы, которые могут подавлять развитие болезни Альцгеймера, блокируя работу определенных "выключателей" на поверхности нервных клеток.

Как объясняют ученые, относительно недавно биологи обнаружили, что нервные клетки в гиппокампе, центре памяти, и других регионах мозга, которые поражает болезнь Альцгеймера, покрыты особыми рецепторами, белковыми выростами, блокировка или активизация которых меняет то, как нервные клетки передают или воспринимают сигналы.

К примеру, блокировка рецептора 5-HT6 приводит к возбуждению нервных клеток, увеличению концентрации дофамина, гормона удовольствия, в мозге, а также к улучшению памяти, умственных способностей, повышению мозговой активности и понижению аппетита. Поэтому препараты, блокирующие 5-HT6, сегодня рассматриваются в качестве одного из средств для лечения болезни Альцгеймера и ожирения.

В последние годы, как рассказывают Иваненков, Веселов и их коллеги, ученые неоднократно пытались создать такие лекарства, однако все они, в силу их слабой силы или низкой "точности" воздействия на мозг, провалились в клинических испытаниях. Российские ученые полагают, что открытые ими две молекулы, AVN-211 и AVN-322, избегут подобной судьбы, так как они действуют на нейроны в крайне малых концентрациях.

Ученый держит в руках мозг человека, страдавшего болезнью Альцгеймера
Лекарство от болезни Альцгеймера провалилось в клинических испытаниях

Оба этих препарата, по словам авторов исследований, уже прошли проверку на культурах тканей нейронов и на мышах и на обезьянах, продемонстрировав высокую эффективность и очень низкую токсичность по сравнению с уже существующими препаратами.

К примеру, для проверки их действия ученые вводили в мозг грызунов специальные препараты, вызывавшие нарушения в работе памяти, и прием AVN-211 и AVN-322 помог им вспомнить, где опасная зона в их клетке или выход из лабиринта, что показало, что данные лекарства действительно улучшают память.

Всё это, как заключают биологи, позволяет говорить о том, что необходимо перейти к клиническим испытаниям, которые покажут, насколько эффективны и безопасны эти препараты для лечения главной старческой болезни 21 века.