"Хаббл" помог ученым раскрыть неожиданно быстрое расширение Вселенной - РИА Новости, 03.06.2016

"Хаббл" помог ученым раскрыть неожиданно быстрое расширение Вселенной

© NASA / ESA/A. RiessСовременные представления о расширении Вселенной
Современные представления о расширении Вселенной
Оказалось,что Вселенная расширяется сейчас еще быстрее, чем показывали расчеты, построенные на наблюдениях за "эхом" Большого Взрыва. Это указывает на существование третьей загадочной "темной" субстанции - темного излучения или на неполноту теории относительности.

МОСКВА, 2 июн – РИА Новости. "Хаббл" помог астрономам выяснить, что сейчас Вселенная расширяется еще быстрее, чем показывали расчеты, построенные на наблюдениях за "эхом" Большого Взрыва. Это указывает на существование третьей загадочной "темной" субстанции — темного излучения или на неполноту теории относительности, говорится в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.

Красный прямоугольник в созвездии Единорога
"Хаббл" получил фото загадочного "красного квадрата" в космосе
Еще в 1929 году знаменитый астроном Эдвин Хаббл доказал, что наша Вселенная не стоит на месте, а постепенно расширяется, наблюдая за движением далеких от нас галактик. В конце 20 века астрофизики обнаружили, наблюдая за сверхновыми первого типа, что она расширяется не с постоянной скоростью, а с ускорением. Причиной этого, как сегодня считают ученые, является темная энергия – загадочная субстанция, действующая на материю как своеобразная "антигравитация".

"Это удивительное открытие может быть важной частью загадки о том, чем является темная энергия, а также темная материя и темное излучение, на чью долю в общей сложности приходится больше 95% от общей массы Вселенной", — заявил Адам Рисс (Adam Riess) из университета Джона Гопкинса (США), нобелевский лауреат и один из первооткрывателей темной энергии.

В своей новой работе Рисс и его коллеги измерили скорость расширения Вселенной, как они выражаются, "с другого конца". Они использовали не далекие сверхновые и данные с зондов WMAP и Planck, изучавших микроволновое "эхо" Большого Взрыва, а относительно близкие к нам переменные звезды в соседних галактиках.

Эти звезды, так называемые цефеиды, интересны ученым из-за их пульсации, которые можно использовать для очень точного вычисления расстояний до далеких объектов космоса. Наблюдая при помощи "Хаббла" за цефеидами в 18 соседних галактиках, где недавно взорвались сверхновые первого типа, группа Рисса смогла вычислить расстояние до них и уточнить значение постоянной Хаббла – текущей скорости расширения Вселенной, уменьшив погрешности при ее замерах с 3% до 2,4%.

Вселенная. Архив
Телескоп "Спитцер" пересчитал скорость расширения Вселенной

Это уточнение дало крайне неожиданный результат – оказалось, что две галактики, разделенные 3 миллионами световых лет, разлетаются со скоростью около 73 километров в секунду. Эта цифра заметно выше, чем показывают данные, полученные при помощи WMAP и Planck, и ее невозможно объяснить при помощи имеющихся у нас представлений о природе темной энергии и механизме рождения Вселенной.

По мнению Рисса, неожиданно высокая скорость расширения Вселенной говорит о том, что в процессе ее "разгона" участвовала не только темная энергия, но и еще одна невидимая субстанция, которую он называет "темным излучением" (dark radiation). Оно, по словам ученых, существовало в первые дни жизни Вселенной, когда в ней доминировала не материя, а энергия, и было похоже по своим свойствам на так называемые стерильные нейтрино.

Благодаря этому излучению, Вселенная в первые дни жизни расширялась гораздо быстрее, чем должна была в результате действия одной лишь темной энергии, что скрывало ее реальную скорость расширения от нас.

Дальнейшие наблюдения при помощи "Хаббла" и повышение в точности наблюдений, как надеется нобелевский лауреат, помогут нам понять, действительно ли нужно "темное излучение", вдобавок к темной материи и энергии, для объяснения странностей в скорости расширения Вселенной, или же этого удастся избежать.