Палеонтологи нашли в Китае древнейших многоклеточных животных - РИА Новости, 17.05.2016

Палеонтологи нашли в Китае древнейших многоклеточных животных

© Фото : Maoyan ZhuОкаменелые останки колонии фотосинтезирующих многоклеточных существ из Китая
Окаменелые останки колонии фотосинтезирующих многоклеточных существ из Китая
Необычная окаменелость из Китая говорит о том, что первые многоклеточные существа появились на Земле примерно 1,56 миллиарда лет назад, почти на миллиард лет раньше, чем считалось ранее.

МОСКВА, 17 мая – РИА Новости. Необычная окаменелость из Китая говорит о том, что первые многоклеточные существа появились на Земле примерно 1,56 миллиарда лет назад, почти на миллиард лет раньше, чем считалось ранее, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Сегодня ученые считают, что жизнь могла появиться на Земле уже три миллиарда лет назад, однако первые 2,5 миллиарда лет своего существования она провела исключительно в одноклеточной форме. Первые многоклеточные существа предположительно появились лишь 600-650 миллионов лет назад, во время эдиакарского периода, и об их жизни, благодаря почти полному отсутствию их останков, мы почти ничего не знаем.

Шисин Чжу (Shixing Zhu) из Университета геологических наук Китая в Вухане и его коллеги из Норвегии и США проводили раскопки на севере Китая, где залегают породы формации Гаоюйчжуан, сформировавшиеся в середине протеозойской эры, примерно 1,5-1,6 миллиарда лет назад.

Изучая эти породы, ученые натолкнулись на необычные залежи "угля" – пород, состоявших преимущественно из углерода, указывавшего на их органическое происхождение. Заинтригованные палеонтологи изучили их структуру при помощи Рамановского спектрометра и нескольких микроскопов, после чего попытались понять, какие микробы могли их оставить.

Так художник представил себе колонию из нескольких поколений FractofususОтпечатки эдиакарских организмов рода Fractofusus, размножавшихся половым путем
Ученые нашли следы древнейшего на Земле секса в Канаде

К их большому удивлению, данный "уголь" был сформирован не из останков одноклеточных существ, а из достаточно крупных и однозначно многоклеточных "прото-животных" или "прото-растений", чья длина могла достигать десяти, двадцати и даже тридцати сантиметров. По своей форме они больше всего напоминали отпечатки водорослей, растущих на небольших глубинах у берегов морей и океанов.

В отличие от большинства водорослей, являющихся одноклеточными представителями жизни, данные существа, пока не получившие имя, были однозначно многоклеточными. В пользу этого говорит большой размер их клеток и "бесшовный" характер соединений между ними, говоривший о том, что они представляли единое целое, а не "конфедерацию" из фактически независимых клеток.

Так художник представил себе жизнь на Земле в докембрийскую эпоху
Ученые: переворот полюсов Земли вызвал вымирание 550 млн лет назад

Как предполагают исследователи, найденные ими существа были все же ближе к растениям, чем к животным, так как они умели фотосинтезировать – на это указывают останки структур, похожих на хлоропласты растений. В них было всего два типа тканей – "обычные" клетки, вероятно занимавшиеся фотосинтезом, и особые структурные клетки, поддерживавшие лист "растения".

Тем не менее, по словам Чжу и его коллег, не стоит сразу относить данную находку к числу растений – для определения ее положения на древе эволюции у ученых пока нет достаточного количества данных. С другой стороны, открытие данных "водорослей" позволяет говорить о том, что многоклеточные существа на Земле появились как минимум на миллиард лет раньше, чем произошел "кембрийский взрыв", который мы считали отправной точкой эволюции предков всех растений и животных.