Ученые: мантия Земли под территорией США "отрывается" от коры - РИА Новости, 11.05.2016

Ученые: мантия Земли под территорией США "отрывается" от коры

Мантия под юго-восточными регионами США "отслаивается" от расположенных над ней слоев земной коры, что может быть причиной возникновения землетрясений на территории Вашингтона и других городов на восточном побережье, считают ученые.

МОСКВА, 11 мая – РИА Новости. Мантия под юго-восточными регионами США в прямом смысле "отслаивается" от расположенных над ней слоев земной коры, что может быть причиной землетрясений на территории Вашингтона и других городов на восточном побережье, где нет никаких предпосылок для появления толчков, сообщает Live Science.

"Не стоит беспокоиться – я не думаю, что ситуация сильно изменится в будущем, ни в наше время, ни во время жизни наших внуков и правнуков. Геологические процессы протекают гораздо дольше, и ничто не меняется в мгновение ока в недрах Земли. Подобные процессы протекают миллионы лет", — заявил Берк Бириоль (Berk Biryol) из университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США).

Как рассказывает Бириоль, в последние несколько лет на территории Вашингтона и ряда других городов на востоке страны произошла серия едва ощутимых, но заметных сейсмических толчков, появление которых озадачило сейсмологов. Дело в том, что весь восток Соединенных Штатов расположен на стабильной тектонической платформе, что означает, что землетрясения здесь не должны происходить в принципе.

Бириоль и его коллеги попытались раскрыть эту геологическую загадку, просветив недра планеты на востоке Америки при помощи радаров и составив трехмерную карту трех главных слоев пород: земной коры, обычно являющейся источником всех землетрясений, мантии и астеносферы – тонкой полужидкой прослойки между корой и мантией, на поверхности которой "плавают" все тектонические плиты.

Вкрапления железных пузырей в модели мантии Земли. Иллюстрация авторов статьи
Ядро пускает железные "пузыри" в верхнюю мантию Земли, выяснили ученые

Эта карта раскрыла неожиданную картину – оказалось, что толщина коры под Вашингтоном и другими восточными городами США была крайне неравномерной: в каких-то участках она была толстой, а в других – крайне тонкой. Эти различия, как считает Бириоль, и являются причиной того, почему на востоке Америки происходят землетрясения.

Как возникли эти неравномерности? Как считает геолог, они являются следствием того, что мантия под этим участком тектонической плиты в буквальном смысле "отслаивается" от земной коры и "обрывает" ее выступающие части, заставляя их погружаться внутрь себя, что привело к истончению коры в определенных уголках Америки.

Данный процесс, по словам Бириоля, начался очень давно, примерно 65 миллионов лет назад, когда тектоническая плита, расположенная под восточной частью США, была деформирована в результате взаимодействия с другими плитами. Этот феномен, как подчеркивает ученый, не представляет угрозы для безопасности жителей Америки, хотя и приводит к появлению слабых толчков.