Ученые открыли уникальную комету, состоящую из "земной" материи - РИА Новости, 30.04.2016

Ученые открыли уникальную комету, состоящую из "земной" материи

© ESO/M. KornmesserКомета C/2014 S3 в представлении художника
Комета C/2014 S3 в представлении художника
Необычная "бесхвостая" комета, летящая в сторону Земли из облака Оорта, оказалась сложена из первичной материи внутренней части Солнечной системы. Ее изучение может помочь раскрыть тайны рождения нашей планеты.

МОСКВА, 30 апр – РИА Новости. Необычная "бесхвостая" комета C/2014 S3, летящая в сторону Земли из облака Оорта, оказалась сложена из первичной материи внутренней части Солнечной системы, изучение которой поможет нам понять, как родилась Земля, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

"Мы открыли первую "каменистую комету" в истории науки, и теперь мы пытаемся найти сестер C/2014 S3, похожих на нее по составу и облику. Количество таких комет подскажет нам, действительно ли планеты-гиганты двигались в сторону Солнца во время рождения Солнечной системы, или же что они существуют сегодня там, где они и родились", — заявил Оливье Хайнаут (Olivier Hainaut) из Европейской южной обсерватории в Гархинге (Германия).

Хайнаут и его коллеги совершили это открытие, наблюдая за различными кометами, которые регулярно открывает автоматическая система PAN-STARRS, следящая за ночным небом северного полушария в поисках новых астероидов, комет и других малых небесных тел.

Два года назад эта система открыла, как казалось тогда, вполне заурядную комету из облака Оорта, которая совершала один оборот вокруг светила за 860 лет, редко попадая в те части Солнечной системы, которые достаточно сильно освещаются Солнцем для того, чтобы у нее появился яркий хвост. Она получила имя C/2014 S3.

Крайне тусклый облик этой кометы удивил авторов статьи, и они начали следить за C/2014 S3 фактически с момента ее открытия. Эти наблюдения сразу оправдали себя – оказалось, что данная комета практически не имеет хвоста и состоит не изо льда и замороженных газов, а из пыли и твердых пород. Ученые предлагают выделить подобные объекты в отдельный класс небесных тел, так называемые "кометы Мэнкс" в честь породы бесхвостых кошек с острова Мэн.

Художественное изображение приближения кометы Siding Spring к Марсу и космических аппаратов на его орбите
Комета Siding Spring повлияла на Марс сильнее, чем предполагали ученые

Когда ученые изучили ее химический состав, наблюдая за тем, как свет отражался от поверхности C/2014 S3, их ожидал еще один сюрприз – оказалось, что она состоит примерно из тех же пород и соединений, что и астероиды S-класса, состоящие по большей части из кремниевых пород с большой долей железа и магния. Подобные астероиды, как сегодня считают планетологи, сложены из примерно тех же пород, что и Земля.

Небольшое количество воды и газов на поверхности C/2014 S3 и ее химическое сходство с Землей и астероидами, в свою очередь, говорит о том, что она, вероятно, родилась во внутренней части Солнечной системы одновременно с планетами. Через некоторое время она была выброшена в облако Оорта под действием притяжения планет-гигантов, мигрировавших в то время в сторону светила, где она хранилась последующие 4,3 миллиона лет как в гигантском "холодильнике".

Таким образом, ее изучение может помочь нам понять, из чего состояла первичная материя, из которой была "слеплена" Земля и три другие планеты из внутренней части Солнечной системы, а также раскрыть другие тайны ее рождения.