Японские ученые вырастили полноценную кожу из стволовых клеток - РИА Новости, 02.04.2016

Японские ученые вырастили полноценную кожу из стволовых клеток

© Фото : Takashi Tsuji, RIKENОбразец искусственной кожи, выращенной японскими биологами
Образец искусственной кожи, выращенной японскими биологами
Японские биологи впервые создали полноценную искусственную кожу, используя "перепрограммированные" стволовые клетки и особые "эмбриоидные тела", которые они выращивали из этих клеток.

МОСКВА, 2 апр – РИА Новости. Биологи из института RIKEN вырастили из стволовых клеток полноценную кожную ткань, которую они успешно имплантировали в тело мыши, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

"До настоящего времени созданию искусственной кожи препятствовало то, что подобные образцы тканей не содержали в себе важных компонентов, таких как волосяные фолликулы или железы внешней секреции, без которых кожа не способна управлять тепловым режимом тела и исполнять другие функции. Наша кожа обладает всеми этими чертами и ее даже можно использовать в лабораторных тестах вместо животных", — заявил Такаси Цудзи (Takashi Tsuji) из института RIKEN в Кобе (Япония).

Цудзи и его коллеги смогли достичь подобного успеха благодаря особой стратегии "перепрограммирования" стволовых клеток, в рамках которой ученые выращивали не отдельные слои кожи, а так называемое "эмбриоидное тело" — своеобразное подобие зародыша, состоящее из смеси различных типов "заготовок" различных тканей. Ключом для всех этих превращений стал ген Wnt10b, заставивший стволовые клетки превратиться в разные компоненты кожи.

Исследования в лаборатории. Архивное фото
Японским ученым удалось вырастить нефроны почки из стволовых клеток

Получив несколько таких "зародышей", ученые имплантировали их в тело мышей, где эти органоиды начали расти и превращаться во взрослые ткани тела. Когда эти эмбрионы выросли до достаточно больших размеров, ученые удалили их, срезали с них кожу и пересадили ее на тело других мышей, кожа которых была повреждена.

Эта операция была полностью успешной – кожа полностью прижилась, и она обладала всеми чертами здорового покрова тела грызуна – на ней было достаточно много волосяных луковиц, потовых желез и других важных компонентов кожи, которые обычно вызывают проблемы при ее выращивании.

Создание первой полноценной искусственной кожи, как отмечают ученые, открывает дорогу не только для создания первых настоящих кожных имплантатов, которые помогут спасать жизни людям с множественными ожогами и тяжелыми болезнями кожи, но и, к примеру, отказаться от проведения лабораторных тестов на животных, которые вызывают протесты среди многих людей.