slide

Ученые: динозавров мог погубить не астероид, а эпидемия малярии

Малярийный комар, найденный в янтаре времен мелового периода
Известный исследователь "янтарных" насекомых Джордж Пойнар считает, что малярия могла послужить одной из возможных причин вымирания динозавров. На это указывает ископаемый комар, найденный в кусочке янтаря в Мьянме.

МОСКВА, 29 мар – РИА Новости. Необычная находка в янтаре помогла американским биологам найти еще одну возможную причину вымирания динозавров – "виновником" их  гибели могли послужить комары, разносившие малярию по Земле примерно 100 миллионов лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале American Entomologist.

"Ученые давно спорят о том, как долго существует малярийный плазмодий и как он развивался в минувшие исторические эпохи. Обнаруженные нами свидетельства, как я считаю, говорят о том, что современная малярия использовала комаров для заражения жертв уже как минимум 20 миллионов лет. Первые версии этой болезни, переносимые клещами, существовали уже 100 миллионов лет назад", — заявил Джордж Пойнар (George Poinar) из университета штата Орегон в Корваллисе (США).

Пойнар и его коллеги уже несколько лет пытаются найти следы доисторического прошлого Земли в кусочках янтаря, сформировавшихся миллионы лет назад. К примеру, в начале прошлого года им удалось найти в окаменевшей смоле галлюциногенный гриб-спорынью, оказавшийся ровесником первых динозавров и первых цветковых растений, а в начале этого года – цветок возрастом 15-20 миллионов лет.

Во время изучения образцов с острова Доминикана, где был найден цветок, Пойнару опять улыбнулась удача. Ученому удалось найти застрявшего в янтаре комара, который сохранился настолько хорошо, что удалось изучить содержимое его желудка. Аналогичную находку Пойнар и его единомышленники совершили раньше в Мьянме, там они нашли комара, попавшего в каплю смолы примерно 100 тысяч лет назад, в середине мелового периода.

Как оказалось, пищеводы и того, и другого насекомого содержали в себе ооцисты малярийных плазмодиев – окуклившиеся клетки одноклеточного паразита, вызывающего малярию при проникновении в кровоток человека или животных.

Паук Halitherses grimaldii в кусочке бирманского янтаря
Ученые: паук с возбужденным пенисом провел в янтаре 100 млн лет

Их открытие дало ученым неожиданный подарок — у них появилась возможность проследить за эволюцией этих одноклеточных и понять, как они могли влиять на жизнь фауны Земли во время мезозоя и современной геологической эры, кайнозоя.

Проанализировав устройство спор плазмодия, ученые пришли к выводу, что он был приспособлен для заражения и жизни внутри кровяных клеток хладнокровных существ. Главными "кандидатами" на эту роль 100 миллионов лет назад были динозавры, часть из которых была лишь частично теплокровной, как сегодня считают ученые.

По мнению Пойнара, появление малярийного плазмодия, способного распространяться "воздушным путем" при содействии комаров, могло стать одной из причин вымирания этих ящеров. Первые эпидемии малярии могли послужить причиной резкого сокращения численности человечества, которое произошло 15-8 тысяч лет назад.

Блоха, застрявшая в янтаре 20-35 миллионов лет назад
Ученые нашли внутри янтаря чумную бактерию возрастом в 20 млн лет

Смерть динозавров, животных и людей от малярии, по всей видимости, является побочным продуктом жизнедеятельности одноклеточных – анализ облика "ископаемых" плазмодиев показывает, что они паразитируют на самом деле на насекомых, в организме которых размножаются, а позвоночные животные являются для них способом распространения среди комаров.

"Конечно, вымирание динозавров сопровождали катастрофические события – излияния лавы и падение астероида. Но нам вполне очевидно, что численность динозавров медленно и неуклонно падала задолго до этого, что говорит о наличии других проблем. Насекомые, патогены и болезни только начинали появляться тогда, в том числе малярия и комары", — заключает Пойнар.

• Пойнару перед сном стоит поменьше пить виски, иначе приснится подводный ящер, которого покусал комар или янтарь, проглоченный с запечатанным вирусом 20-ти миллионной давности.
    29.03.2016
  • Полная чушь! Даже если признать,что динозавры не смогли выработать иммунитет,то по мере вымирания количество особей достигло бы такой концентрации,что передача вируса друг-другу стала бы затруднительна. Что собственно природа и постоянно демонстрирует,приводя число особей к оптимальному.
    29.03.2016
  • Джордж Пойнар заблуждается, если судит по одному кусочку. Его наверное, комары кусать любят, вот и вынес аргумент. Динозавры вымерли, как и 90% живых существ из-за астероида, - до сих пор кратер имеется.
    29.03.2016
  • Тогда комары должны быть размером с собаку ....
    29.03.2016
  • "примерно 100 тысяч лет назад, в середине мелового периода"

Дорогая редакция, может стоит погуглить когда был меловой период?
    29.03.2016
  • Выводы ученого, конечно, смелые. Но сам факт существования малярийного плазмодия одновременно с динозаврами интересен.
    29.03.2016
  • Яки таки комары?!!! Это древние укры всех победили !!!
    29.03.2016
  • Очередное подтверждение:"Мал золотник - да дорог".

Закусал "слонов" до смерти!)))))
    29.03.2016
  • Тьфу ты! Прочитал заголовок и ожидал после него прочесть "..-выяснили британские ученые". Прям разочаровался!)) Куда катится британская наука, раз такой момент проспали.
    30.03.2016
  • так вот откуда нынче всякие птичьи гриппы, эболы и зики

нельзя давать американцам в руки янтарь вообще!!

открывают всякие пандоры а потом тестируют на людях - а чуть что сразу не они...
    30.03.2016
  • Дмитрий, они не англосаксы а нечто иное и без древней истории тк. из сша они (зато пишут свою, другим и даже, диназаврам хочется им написать.

надеюсь когда то лишатся права.
    30.03.2016
  • "в начале прошлого года им удалось найти в янтаре галлюциногенный гриб-спорынью..."

Так вот где источник всех последних американских "открытий".
    30.03.2016
  • Что-то после "хождения по Луне", после проекта "украина", истории с копанием Чёрного моря и строительства египетских пирамид протоукрами (с подачи сшп) к пиндосии доверия совсем нет (и к их ученым, соответственно, тоже. Можно ждать чего угодно).
    30.03.2016
  • Какой опять астероид? Динозавры вымирали на протяжении нескольких десятков миллионов лет.
    И как ни странно ровно в это же время происходит бурное развитие покрытосеменных растений и вытеснение ими голосеменных (хвойных) и папоротников. Бурное развитие видов насекомых и млекопитающих. Вывод напрашивается сам.
    А еще в меловом периоде впервые за историю развития позвоночных случилось похолодание на планете, связанное по всей видимости с окончательным распадом суперконтинента Пангеи и формированием новых типов циркуляции потоков тепла в океане и атмосфере.
    30.03.2016
  • Тогда уж не малярия, а вариант чумы
    30.03.2016
  • За дол бали уже с этими Динозаврами. Царство им небесное. Если собрать все версии смерти этих животных, то можно написать ещё одну книгу Война и Мир.К этой же теме относятся и мамонты. Эти биологи в Британии обсасывают одну и ту же тему, столько же времени, сколько уже не существует этих динозавров и мракобесов.
    30.03.2016
  • Лучше бы занялись изучением ,где людям через 200-300 лет воду пресную брать, в связи с тем что пресные реки и озёра мельчают и высыхают. И чем кормить мир.
  • о чём эта "новость"?