Ученые: созданная 3D-модель вируса Зика поможет в разработке вакцины - РИА Новости, 02.03.2020

Ученые: созданная 3D-модель вируса Зика поможет в разработке вакцины

© AP Photo / Moises CastilloКомары и личинки переносчики вируса Зика
Комары и личинки переносчики вируса Зика
3D-модель вируса Зика является частью некоммерческого проекта "Зоопарк вирусов", в рамках которого российская компания Visual Science уже создала трехмерные прототипы вирусов иммунодефицита, гриппа AH1N1, лихорадки Эбола, папилломы и аденовируса.

НОВОСИБИРСК, 23 мар – РИА Новости. Созданная в России компьютерная 3D-модель вируса лихорадки Зика сможет помочь ученым в разработке диагностики и вакцины против лихорадки, вызываемой тропическим вирусом, считают ученые Новосибирского госуниверситета (НГУ), принявшие участие в построении модели.

3D-модель вируса Зика является частью некоммерческого проекта "Зоопарк вирусов", в рамках которого российская компания Visual Science уже создала трехмерные прототипы вирусов иммунодефицита, гриппа AH1N1, лихорадки Эбола, папилломы и аденовируса. Такие модели суммируют известную информацию о строении наиболее опасных и распространенных вирусов человека и являются своего рода визуальными научными обзорами.

Врач берет кровь у младенца с микроцефалией в Жуан-Песоа, Бразилия
Ученые выяснили, почему вирус Зика может вызывать микроцефалию
"Прототип создан на основе научных данных методами структурной биоинформатики и имеет атомную детализацию. Модель устройства вируса сможет помочь ученым в разработке диагностики и вакцины против лихорадки, вызываемой тропическим вирусом", — говорится в сообщении пресс-службы НГУ.

Ученые из лаборатории структурной биоинформатики и молекулярного моделирования новосибирского вуза помогали в изготовлении 3D-вируса, в частности участвовали в построении моделей отдельных белков, а также анализировали научные данные о родственных вирусах, чтобы разобраться, как разные компоненты вируса Зика (белки, РНК, липидная мембрана) располагаются в вирионе (вирусной частице).

"Анализ поверхностного белка E вируса Зика показал, что он сильно напоминает соответствующий белок вируса лихорадки Денге. У них отличается менее половины аминокислотных остатков в составе этих белков, причем многие различающиеся участки либо спрятаны в мембране, либо закрыты гликозилированием. Действительно, эксперименты показывают, что антитела против вирусов Зика связываются с вирусом лихорадки Денге, и наоборот. Это делает задачу диагностики более сложной", — приводятся в сообщении слова завлабораторией Анастасии Бакулиной.

Пока остается неясным, как именно вирус Зика может вызывать микроцефалию ребенка в утробе зараженной матери, и сотрудники лаборатории НГУ пытаются выяснить это. "Есть подозрение, что это связано с особыми свойствами поверхностного белка E. Если "испортить" этот белок, внеся туда мутации, которые оставят вирус жизнеспособным, то может получиться хорошая вакцина", — отмечается в сообщении.