slide

Ученые нашли "живую" ДНК денисовцев в геномах меланезицев

/
Международный коллектив генетиков обнаружил в образцах крови меланезийцев необычно большую долю ДНК денисовцев и неандертальцев, изучение которых может раскрыть тайны древнейшей эволюции человека.

МОСКВА, 18 мар – РИА Новости. Генетики выяснили, что работоспособные сегменты ДНК денисовцев, древних людей из Денисовой пещеры на Алтае, скрываются в геноме меланезийцев и жителей некоторых тихоокеанских островов, изучение которых может раскрыть тайны древнейшей эволюции человека, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Я крайне удивлен, что носители неандертальских и денисовских геномов могли достичь столь далеких уголков Земли. Мы знаем, что люди жили на этих островах как минимум 48 тысяч лет, но никому раньше не удавалось их связать с другими регионами Земли. Если сравнить ДНК этих людей, то они не будут похожими ни на одну другую группу геномов. Похоже, что они жили в изоляции крайне долгое время", — заявил Эндрю Мерриуезер (Andrew Merriwether) из университета Бингхэмтона (Великобритания).

Мерриуезер и его коллеги, в том числе и знаменитый палеогенетик Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия), совершили это открытие, изучив ДНК из образцов крови меланезийцев, которые британский ученый собрал более 15 лет назад в ходе одной из экспедиций на острова Тихого океана, расположенные у берегов Новой Гвинеи.

Образцы ДНК людей, живущих на островах архипелага Бисмарка, таили в себе сюрприз – ученым удалось найти в них большое количество полноценных "обрывков" ДНК неандертальцев и денисовцев, не содержавших в себе вкраплений человеческих генов.

В общей сложности, геномы 35 меланезийцев содержали в себе примерно 1,32 миллиарда "букв"-нуклеотидов, унаследованных от неандертальцев, и примерно 300 миллионов нуклеотидов в денисовских фрагментах ДНК.  Это крайне необычные цифры – первая означает, что неандертальские цепочки нуклеотидов занимают в общем примерно треть от их ДНК, а денисовские сегменты – примерно 10%.

Археологические работы в Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края
"Денисовский человек" больше всего "наследил" в геноме азиатов

Подобное открытие стало большой неожиданностью для ученых – по современным оценкам, геном человека в среднем содержит 2-4% неандертальской ДНК и незначительные следы денисовских генов, доля которых достигает 1-3% для жителей Океании и Полинезии.

Столь высокая доля ДНК древних людей в геномах меланезийцев ставит перед учеными множество вопросов. Пока не понятно, как денисовцы и неандертальцы могли проникнуть на эти острова, как их встретили предки современных жителей архипелага. Главным вопросом, по словам Мерриуэзера, является то, почему они провели почти 50 тысяч лет в полной изоляции от внешнего мира, на что указывает большая доля ДНК "кузенов" Homo sapiens и большая длина подобных вкраплений.

"Денисовцы" жили на Алтае больше 100 тысяч лет, выяснили генетики

Помимо "живой" неандертальской и денисовской ДНК, ученые открыли еще одну интересную особенность в геномах меланезийцев – своеобразные "мертвые зоны", где гены "кузенов" Homo sapiens никогда не замещали их человеческие аналоги. В их число входит тот участок ДНК, где находится ген речи FOXP2, а также ряд других сегментов генома, связанных с аутизмом и работой мозга.

Как надеются авторы статьи, дальнейшее изучение и каталогизация геномов жителей Океании и других малодоступных уголков Земли поможет нам найти и восстановить еще больше фрагментов ДНК древних людей, изучение которых позволит генетикам и палеонтологам понять, как они развивались, где они жили и как они мигрировали и контактировали друг с другом.

• О чём писал не раз, расселение человека происходило не из Африки, а с северных территорий, которые сейчас входят в Россию.
    18.03.2016
  • Ну теперь берегись. Мутантов наштампуют.
    18.03.2016
  • Ну теперь берегись. Мутантов наштампуют.
    18.03.2016
  • Скорее всего, денисовцы и неандертальцы не попадали в эти регионы самостоятельно. Их генетика подмешалась, к предкам тех же меланезийцев, еще в процессе их миграции по территории Азии.
    20.03.2016