slide

Ученые: Млечный Путь умирает и превращается в "зомби"

Наша галактика оказалась похожа по своей форме не на плоский блин, а на гармошку
Астрономы выяснили, что наша Галактика почти умерла примерно 9 миллиардов лет назад, однако затем загадочным образом ожила и превратилась в своеобразное космическое подобие "зомби", процессы звездообразования в котором почти прекратились.

МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Перепись населения среди пожилых звезд нашей Галактики показала, что она начала умирать примерно 9 миллиардов лет назад и сейчас находится в состоянии полуживого "зомби", процессы звездообразования в котором почти прекратились, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

В современной Вселенной существует два базовых подтипа галактик — синие спиральные галактики, в которых до сих пор активно идет звездообразование, и их красные эллиптические "кузины", где светила уже практически не рождаются. На сегодняшний день существует две основные гипотезы, объясняющие то, почему умирают галактики.

Первая постулирует, что в этом виноваты сверхмассивные черные дыры в их центрах, перемешивающие и разогревающие газы в "звездных яслях" и препятствующие поглощению новых "стройматериалов" для звезд. Вторая предполагает, что прекращение звездообразования происходит по той причине, что в галактику попадает все меньше и меньше холодного газа из межгалактической среды.

Одной из загадок в этом отношении, как заявляют Миша Хэйвуд (Misha Haywood) из Парижского университета Дени Дидро в Медоне (Франция) и его коллеги, выступало то, что происходит с нашей галактикой, Млечным Путем, центр которой скрыт от нас под толстым одеялом из пыли.

Для ответа на этот вопрос астрономы из коллаборации SDSS-III уже несколько лет участвуют в проекте APOGEE, нацеленном на изучение тех престарелых звезд, которые обитают в центре галактики под этой пылевой "шубой", внутри сверхплотного ядра Млечного Пути, которое астрономы называют "перемычкой" или балджем.

Фотографии одной и той же галактики, полученные разными телескопами
Астрономы выяснили, с какой скоростью сейчас умирает Вселенная

Изучив спектр и химический состав свыше 10 тысяч престарелых звезд, изученных в рамках APOGEE, авторы статьи пришли к выводу, что в далеком прошлом Млечный Путь производил намного больше звезд, чем сегодня.

Фактически, как показывают их расчеты, наша галактика умерла где-то в промежутке между 10 и 8,5 миллиардами лет назад, когда скорость звездообразования в ней упала более чем в 10 раз, в некоторый момент фактически упав до нуля, а затем загадочным образом восстановившись до низких и стабильно падающих значений.

Это открытие не принесло ясности в теории жизни и смерти галактик, а сделало их еще более запутанными – в ту эпоху Млечный Путь еще обладал крупными запасами звездных "стройматериалов", и черная дыра в его центре вряд ли была намного активнее, чем сегодня.

Как полагает Хэйвуд и его коллеги, смерть Галактики и ее превращение в "зомби" были связаны с формированием самой перемычки – резкое падение в "рождаемости" звезд совпадает по времени с тем моментом, когда плотный "комок" из звезд и прочих объектов в центре Млечного Пути приобрел почти современные формы. Вероятно, его рождение перестроило структуру всей галактики в целом, "взболтало" и перемешало все почти запасы холодного газа в ней, сделав его непригодным для рождения новых звезд.

Схема угасания звездообразования в эллиптических галактиках
Астрономы выяснили, как умирали крупнейшие галактики Вселенной

Еще более загадочным является то, почему Млечный Путь в таком случае не превратился в так называемую "линзовидную" галактику – спиральную "кузину" мертвых эллиптических галактик. Как отмечают ученые, причиной этого вряд ли мог выступать свежий газ из межгалактической среды, так как его приток сделал бы химический состав новых звезд совершенно иным после "воскрешения" Галактики.

По мнению Хэйвуда, Млечный путь наполовину ожил в результате того, что "взболтанный" газ постепенно остановился и охладился в результате столкновений крупных облаков газа на периферии галактики. Доказательств этого, как признает ученый, пока нет, однако расчеты показывают, что такой сценарий был вполне вероятен и что он укладывается в данные наблюдений APOGEE.

21 пользователь оставили 25 комментариев
  • Луну-то не изучили как следует. Только наши планеты вижеть боле-менее стали. А тут о глаактиках говорим. Это все гипотезы.
    Да и время нашей цивилизации - это пшик меньше милисекунды в масштабах вселенной. Что можно увидеть за это время?
    03.03.2016
  • Когда они уже выяснят, что Млечный Путь находится на поясе "Ориона"?
    03.03.2016
  • Дмитрий БРИЗЗ, её изучили настолько сильно что пропал интерес у учёных. А по телеку только и толдычать что луна ещё загадка, океан тоже загадка, недры земли загадка.
    Увидеть можно за милисекунду взглянув на небо столько, что все разумные + все компьютеры, не обработают за 100 лет.
    Все науки состоят на самопдтверждающихся гипотезах та же математика, сложения деления, умножение... О космосе на данный момент известно людям очень много, даже напиши в википедию "чёрная дыра" , если учесть что её никто не видел, то ты офигеешь.
    Если честно, чтобы понять эту статью ты должен немного хоть шарить в науке.
    Даже странно ничего не поняв уделил время на комментарий. делать нечего
    03.03.2016
  • Basenji Basenji, уже выяснили - "Люди в чёрном" 2 или 3 смотрели?
    03.03.2016
  • mr_kpyt, поищи в инете фото мячки подброщенного мокрого - галактика так и сделалась.
  • Евгений Иванов, так много написал. Зря
    03.03.2016
  • Да на наш век и на век наших внуков и правнуков вполне пригодна еще галактика. Чего панику поднимать? Све равно это все не доказуемо и млечно.
    03.03.2016
  • Для кого эти сравнения галактики с какими-то зомби? Редакция, не равняйтесь на социальную инженерию западной "демократии".
    03.03.2016
  • Все больше убеждаюсь в том что,средне вековая инквизиция была права сжигая всяких умников на костре.
    03.03.2016
  • Когда я читаю подобные статьи в СМИ, то понимаю что ничего не понимаю. И это не удивительно - глухой, пытается описать слепому солнце по рассказу, услышанному от немого.
    03.03.2016
  • MIF в ответ пользователю Musa Chohlaev(показатьскрыть)
    Musa Chohlaev, тогда не пользуйся интернетом и компьютером - их такие умники сделали.
    03.03.2016
  • Дмитрий БРИЗЗ, конечно - давайте сядем сложа руки и ничего не будем делать - ведь вся наука начинается с "Гипотезы"!

Эта статья о НАУЧНОЙ гипотезе, которая подтверждена рядом наблюдений, проводимых Людьми с большой буквы! Людьми с очень хорошим образованием и смекалкой! Если все будут так мыслить как вы - прогресс остановится.
    03.03.2016
  • Ничего они не знают эти современные ученые. Ведь в школе изучают по физике всё то, что было открыто там в основном до 20-го века. Да, приборы новые придумываются. Создаются новые самолеты, ракеты. Но из нового дети узнают лишь о радиоактивности, ядерной физике и о полетах в космос.
    Я понимаю, что классическая физика - это базовая составляющая, но нового-то ничего не открыли, кроме громоздких и финансовоёмких проектов по работе с элементарными частицами.
    Все основные законы в физике, за исключением ядерной физики, разработаны до 20-го века. А теория относительности уже давно показала свою несостоятельность.
    Сейчас, конечно, есть перспективные ученые, но их работы замалчиваются, как того же Ацюковского. Называют это всё лже-наукой. И мне жаль академическую науку, которая уже закостенела. Так что, верить современным ученым, особенно тем, кто работает на гранты, это себя не уважать...
    04.03.2016
  • Когда слышу миллионы лет на фоне продолжительности человеческой жизни в даже 100 лет то такие заявления ученых могут быть только плодом сильного воображения и буйной фантазии.
    04.03.2016
  • Эта музыка будет вечной, если...
    04.03.2016
  • Все это происки Клингонов.
    04.03.2016
  • А когда наша зомби- галактика начнет "кусать" другие галактики, чтобы начался зомби-апокалипсис?
    Что за бульварное чтиво?
    04.03.2016
  • Вот всякая "зараза" и заводится на некоторых планетах......
    04.03.2016
  • Перевод этой новости на простой язык:
    Несколько туземцев, которые и металл в руках не держали, вдруг обнаружили ветку скоростного поезда. И в некоторый момент мимо их проноситься поезд со скоростью 200 км/ч. Сели они кружком и начинают выяснять, что это было, из чего сделано, откуда появилось и куда делось.
    Вот приблизительно как ученые изучают галактику. Это все фантазии алхимиков 21 века и отжим денег у властьимущих. Правильно тут многие замечают, что наше время и время галактики не сравнимо что бы делать какие то выводы.
    Мне еще нравиться выражение "расчеты показывают" или "мы сделали расчеты". Какие сделаны расчеты, по какому алгоритму, по какой методике? Хочется у таких людей спросить: "Вам инопланетяне дали таблицы или алгоритмы для расчета галактик или сам Создатель?". Программы расчетов пишутся программистами по алгоритмам составленными постановщиками задачи, а постановщикам задачи принцип (суть дела) растолковывают заказчики. А заказчики говорят, что мы сделали выводы потому, что нам так посчитали. И так по кругу. Где здравый смысл? Нас в институте учили, что чтобы выявить какую-то закономерность нужно наработать некую базу результатов, наблюдений, экспериментов. Потом построить график и по нему подобрать математическую модель и вот ее уже положить на алгоритм. Но для этого нужны знания, терпение, опыт и много много времени, несколько (если не множество) поколений. А можно сделать проще, заказать компьютерный мультик по своему сценарию и получить за это премию и почет. Когда выяснится истина от нас всех даже праха уже не будет.
    04.03.2016
  • Да, плохи дела.... Давеча намедни астероид пролетел, не задел, и это радует.
    04.03.2016
  • Первая гипотеза уже лопнула - "Черные дыры", это из мира математических сказок 20 века. Вторая гипотеза выглядит более разумной.
    04.03.2016