Мумия развенчала миф о связи между техническим прогрессом и раком

Мумия 18 века, в которой ученые нашли следы рака прямой кишки
Медики открыли в мумии 18 века, найденной в катакомбах в Венгрии, следы того, что она была носителем мутации, делавшей ее сильно предрасположенной к развитию рака прямой кишки, что говорит об отсутствии связи между прогрессом и раковыми заболеваниями.

МОСКВА, 1 мар – РИА Новости. Необычная мумия 18 века, найденная в Венгрии, рассказала ученым о том, что рак не является следствием научно-технического прогресса – в ее кишечнике биологи обнаружили следы рака прямой кишки, а в ДНК – мутации гена, связанные с развитием этой формы опухоли, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

"Проведенный нами анализ показал, что ДНК одной из мумий, найденных в Венгрии, содержала в себе раковые мутации. Это означает, что генетическая предрасположенность к раку существовала среди некоторых людей еще до начала современной эпохи. Но надо понимать, что это только одна мумия, и что нам нужно провести дополнительные исследования для подведения итогов", — заявила Элла Склан (Ella Sklan) из университета Тель-Авива (Израиль).

Склан и ее коллеги нашли потенциальное свидетельство того, что рак не является следствием прогресса в области медицины и загрязнения окружающей среды выбросами промышленных предприятий, изучая уникальные мумии, найденные во время раскопок в городе Вац на севере Венгрии.

На территории этого города ученые обнаружили в 1995 году ранее неизвестные катакомбы и несколько усыпальниц, в которых жители Ваца в 18 и 19 веках хоронили представителей "среднего класса" и церковной верхушки. Благодаря тому, что в этих склепах поддерживалась низкая температура, влажность и они постоянно проветривались, захороненные в них три сотни людей превратились, по большей части, в настоящие мумии.

Красные кровяные клетки, обнаруженные в ранах альпийского ледяного человека Отци
Кровь помогла ученым прояснить тайну гибели "ледяного человека" Отци

Открытие этих мумий стало настоящим подарком для историков и медиков, интересующихся тем, в каких условиях жили люди в Восточной Европе непосредственно перед началом первой промышленной революции и какими болезнями они страдали. Авторы статьи воспользовались этим шансом для того, чтобы проверить  справедливость расхожего мифа о том, что рак и прочие злокачественные опухоли являются продуктом научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды и чрезмерно долгой жизни.

Для этого ученые извлекли образцы ДНК из кишечника и других тканей тела мумий, проанализировали их и попытались найти в определенных генах те мутации, которые обычно связываются с развитием различных форм рака.

Ученые воссоздали внешний облик альпийского ледяного человека Отци, архивное фото
Ученые нашли родственников "ледяного человека" Отци

В геноме одной из вацских мумий им удалось найти мутантные разновидности гена APC, отвечающего за защиту организма от рака прямой кишки и целого ряда других злокачественных опухолей. Появление подобных мутаций в ДНК современных людей обычно приводит к развитию рака примерно для половины ее носителей еще до наступления глубокой старости.

Наличие этой "опечатки" в гене APC, как считают авторы статьи, говорит о том, что человек мог быть предрасположен к раку даже в те времена, когда человечество еще не так сильно вмешивалось в жизнь природы и не вырабатывало огромное число канцерогенов, загрязнителей воды и воздуха.

С одной стороны, в этом открытии ничего удивительного нет – рак упоминается даже в древнеегипетских медицинских папирусах, о его существовании позднее писали и Геродот, и Гиппократ. Тем не менее, находка Склан и ее коллег пока является первым "прямым" доказательством того, что наши предки действительно страдали от рака, живя в условиях, приближенных к "естественному состоянию".

• Не знаю насчёт рака, а вот то, что мумия пыталась напасть на учёных судя по фотографии сомнений не вызывает ;-))
    02.03.2016
  • Это разве открытие? Ископаемые древних людей уже давно опровергли тот факт, что рак появился с прогрессом. А тут видите ли "открытие" они совершили. Никакое это не открытие. Очередная чушь ради прибыли.
    01.03.2016
    01.03.2016
    02.03.2016
  • Андрей Федотов, Зачем такое фото выставлять? Это ж жесть.
    02.03.2016
  • Читаешь такие статьи и складывается впечатление, что до начала 20-го века человечество ходило в набедренных повязках, а потом Ленин изобрёл колесо, приделал к нему двигатель Форда, поставил всё это на броневик и поехал устраивать революцию.
    Уже в середине 19-го века уже делали лампы накаливания, электричеством пользовались и того раньше, а уж фабрики и заводы начали строить и вовсе в незапамятные времена. Медицина и хирургия вообще появились в Древнем Риме - и это только известные письменные труды в этих областях.
    Другое дело, что в эти самые незапамятные времена никому в голову не приходила мысль о каком-то загрязнении окружающей среды, не говоря уж о его изучении на здоровье людей.
    02.03.2016
  • Да нифига они не открыли, Роберта Сойера прочитали "Вычисление Бога" изданного в 2000г.
    02.03.2016
  • Чарли Харпер, Про ископаемые более конкретно. Останки неандертальцев 120 000-летней давности из пещеры Крапина, Хорватия. Фиброзная дисплазия на реберной кости.
    03.03.2016
  • EX в ответ пользователю Чарли Харпер(показатьскрыть)
    Чарли Харпер,
    Рак раку рознь.
    Об онкологических заболеваних, у которых были наружные проявления, знали давно. А вот о том, как часто встречались злокачественные образования внутренних органов - нет. Так что это на самом деле значимое исследование.
    03.03.2016
  • EX в ответ пользователю Сергей Кононов(показатьскрыть)
    Сергей Кононов,
    То-то Европа до 20 века была засрана до самых крыш.