slide

Ученые восстановили ДНК вымершего трехметрового гигантского броненосца

Глиптодонт, вымерший двухтонный гигантский броненосец из Южной Америки
Генетики впервые восстановили часть генома двухтонных и трехметровых древних гигантских броненосцев, населявших Южную Америку до пришествия туда человека, и выяснили, что они были предками или очень близкими родственниками современных млекопитающих из этого семейства.

МОСКВА, 22 фев – РИА Новости. Генетики восстановили митохондриальную ДНК глиптодонтов, древних двухтонных гигантских броненосцев, которая подтвердила, что эти причудливые представители мегафауны были предками современных броненосцев Южной Америки, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Глиптодонтов следует считать одной из ветвей существующих сегодня гигантских броненосцев. Мы считаем, что необычная структура их цельного панциря, не характерная для их современных родичей, возникла в результате сверхбыстрой эволюции этих млекопитающих и достижения ими гигантских размеров", — заявил Фредерик Делсюк (Frederic Delsuc) из университета Монпелье (Франция).

Делсюк и его коллеги под руководством Хендрика Пойнара (Hendrik Poinar) из Университета Макмастера в Гамильтоне (Канада) уже несколько лет занимаются  генетической "палеонтологией" – они изучают останки древних существ или людей, извлекают из них ДНК и восстанавливают интересные детали из прошлого Земли и человечества.

К примеру, за минувшие пять лет они восстановили геномы чумной и холерной палочки, выяснили, что "черная смерть" и чума Юстиниана были вызваны одними и теми же микробами, восстановили часть генома вымершего гигантского ленивца, а также выяснили, какие мамонты – чукотские или американские – вымерли последними.

В своей новой работе группа Пойнара попыталась разрешить одну из главных загадок мегафауны Южной Америки – они попытались определить, к какой группе животных принадлежали так называемые глиптодонты, гигантские броненосцы длиной в 2-3 метра и массой в 1-2 тонны, населявшие Южную и Северную Америку до конца ледникового периода.

Родословная этих причудливых существ вызывает споры среди ученых – часть палеонтологов считает, что они были прямыми родственниками современных броненосцев, тогда как другие исследователи полагают, указывая на их сплошной, а не сегментированный панцирь, что глиптодонты были всего лишь их "кузенами".

Лабораторные исследования, архивное фото
"Черная смерть" и чума Юстиниана были вызваны одной и той же бактерией

По словам авторов статьи, проблема заключается в том, что все известные останки глиптодонтов почти не содержат в себе хорошо сохранившейся ДНК, которая помогла бы прояснить положение этих гигантов на эволюционной "лестнице".

Поэтому Пойнар и его коллеги прибегли к хитрости – они извлекли все обрывки ДНК из панцирей и костей глиптодонтов, которыми с ними поделился ряд музеев в США и в других странах мира, расшифровали все из них и отобрали только те, которые были похожи на фрагменты генетического кода современных броненосцев.

Такой прием позволил ученым получить большое количество ДНК одного из самых крупных видов этих броненосцев, дедикуров (Doedicurus clavicaudatus), обладавших массой в тонну и оснащенных настоящим оружием – шипастой "булавой" на хвосте весом почти в центнер. Используя эти обрывки ДНК, ученые восстановили полную митохондриальную ДНК дедикуров – небольшой сегмент генома, который содержится в митохондриях, энергостанциях клеток, и передается от матери к ее детям. Изучение этой мтДНК показало две вещи.

Эпидемия холеры на Гаити
Генетики планируют "воскресить" вымершую в 19 веке версию холеры

Во-первых, современные гигантские броненосцы оказались не "кузенами" глиптодонтов, а членами того же семейства панцирных млекопитающих. Во-вторых, мтДНК раскрыла время жизни общего предка всех броненосцев – им было небольшое травоядное существо весом всего в 6 килограмм, жившее на территории Нового Света примерно 35 миллионов лет назад, во время олигоцена.

Превращение этого существа в первых 80-килограммовых глиптодонтов, а затем и в двухтонных гигантов, было одним из самых быстрых процессов роста в истории эволюции жизни на Земле, который загадочным образом оборвался примерно 10 тысяч лет назад во время вымирания мегафауны в Южной Америке, в чем мог быть замешан человек, заключает Пойнар.

• По обрывкам можно восстановить только обравки,принцип комплиментарности при построении триплетов целой цепочки еще никто не отменял,а вариантов там большое множество ...миллиарды)
    22.02.2016
    22.02.2016
  • Насколько же жизнь живуча. Сколько вымераний было. И все равно она нашла выход. Весь космос - мертвая зона, в которой даже намек на жизнь не допускается. Но только жизни дали мизерный шанс на планете, которую позже назвали Земля, и от смерти ни следа не осталось - жизнь убила смерть.
    24.02.2016